Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Профессор философии из Университета Осло Анна Смайдор выступила с предложением использовать женщин, мозг которых признан мертвым, для вынашивания детей. Автор статьи в Daily Mail отмечает, что эта инициатива может вызвать "беспокойство" и быть воспринята как кощунство.
Эксперт предлагает организовать оформление документов, подобных согласию на донорство органов, чтобы женщины давали разрешение на использование своего тела, тем самым давая бездетным парам шанс завести ребенка
· По словам норвежского философа, женщин, у которых констатирована смерть головного мозга, можно использовать в качестве суррогатных матерей
· Это могло бы помочь "потенциальным родителям, которые хотят, но не могут иметь детей"
Следует ли использовать женщин, у которых наступила смерть головного мозга, в качестве суррогатных матерей?
Именно с такой возмутительно противоречивой идеей вступила женщина-философ.
Эта инициатива, которая, по признанию самой Анны Смайдор (Anna Smajdor), автора статьи и философа из Норвегии, "несомненно, вызывает беспокойство", поможет "потенциальным родителям, которые хотят, но не могут иметь детей", например гомосексуальным и бесплодным парам.
При этом адъюнкт-профессор философии из Университета Осло заявила, что это может быть подходящим вариантом решения проблемы для женщин, которые "предпочитают не" вынашивать ребенка.
По словам Смайдор, тем самым женщины могли бы избежать рисков для здоровья, возникающих во время беременности, таких как высокое артериальное давление, а также всяких эмоциональных травм в результате осложнений. К тому же, это решает проблему нехватки суррогатных матерей.
Д-р Смайдор, которая назвала эту концепцию "донорством всего тела с целью беременности", даже сказала, что для того, чтобы смягчить "возражения феминисток", в качестве суррогатных родителей могут использоваться мужчины с диагностированной смертью головного мозга.
Конец формы
Правда, она не объяснила, как мужчины смогут выносить ребенка.
Зато она сказала, что это не "научная фантастика", и благодаря такой перспективе, можно было бы "успокоить некоторых феминисток".
Согласно ее теории, женщин, у которых констатирована смерть головного мозга, можно было бы использовать в качестве суррогатных матерей, если бы они дали на это предварительное согласие.
Это предусматривало бы помещение эмбриона в матку такой женщины и вынашивание плода до рождения ребенка.
Смерть мозга является необратимой, то есть, пострадавший человек никогда не придет в сознание и не начнет дышать самостоятельно. Юридически таких людей признают мертвыми.
Причиной смерти головного мозга может быть остановка сердца или инфаркт, или другие повреждения, в результате которых прекращается поступление крови или кислорода в мозг.
Другое дело — вегетативное состояние, в котором до сих пор находится легенда Формулы-1 Михаэль Шумахер (Michael Schumacher). У таких пациентов по-прежнему проявляются некоторые признаки сознания, и у них есть шанс на выздоровление, поскольку ствол головного мозга продолжает функционировать.
У людей, у которых наступила смерть головного мозга, может по-прежнему биться сердце, и их грудная клетка будет "подниматься и опускаться с каждым вздохом". Однако это происходит не потому, что у человека чудесным образом восстановилась способность делать это самостоятельно, а исключительно благодаря аппаратам искусственного поддержания жизни.
Как д-р Смайдор написала в статье, опубликованной в журнале "Теоретическая медицина и биоэтика" (Theoretical Medicine and Bioethics), "удивительно", что ни в одной стране женщинам не разрешается быть донором, отдающим после смерти мозга свое тело для суррогатного материнства, о чем медики начали говорить еще в 2000 году.
По ее словам, любая женщина, желающая избежать "рисков и тягот", связанных с беременностью, должна иметь возможность прибегнуть к такому виду услуг суррогатного материнства.
Беременность и роды сопряжены с "серьезным риском для здоровья" — и опаснее для жизни, чем корь, заявила д-р Смайдор.
Однако в Великобритании дело обстоит иначе — там люди в два раза чаще умирают от респираторной инфекции, чем во время беременности.
Но у будущих мам могут возникнуть угрозы для здоровья из-за высокого артериального давления, которое может привести к опасным для жизни приступам, называемым эклампсией, и развитию сахарного диабета, повышающего риск выкидыша и осложнений во время родов.
"Совместные действия медиков направлены на то, чтобы избавить нас от кори, при этом женщины должны подвергать себя более серьезному риску, связанному с беременностью и родами, о чем никто почти не задумывается", — сказала д-р Смайдор.
"Мы пока не можем совсем отказаться от матки, которая необходима для воспроизводства нашего вида.
Но мы можем переложить связанные с беременностью риски на тех, кому они больше не могут причинить вреда".
Сами же пары, решившие использовать суррогатную мать, у которой констатирована смерть головного мозга, в случае возникновения осложнения при родах могли бы избежать личной "эмоциональной и физической" травмы", заявила д-р Смайдор.
По ее словам, доноры будут находиться "под полным медицинским контролем и наблюдением", что не повлияет на их жизнь — как это было бы с "живой" суррогатной матерью, поскольку функция донора состоит "исключительно в том, чтобы „выносить‟ ребенка".
Кроме того, отметила Смайдор, этот подход сам по себе "является решением проблем суррогатного материнства".
Она не объяснила, о каких проблемах идет речь, но существует нехватка суррогатных матерей, и процесс подселения эмбриона, вынашивания ребенка и родов может стоить до 80 тысяч фунтов стерлингов в Великобритании и вдвое больше в США.
Ким Кардашьян (Kim Kardashian) после осложнений во время беременности двумя старшими детьми воспользовалась услугами суррогатной матери, которая выносила и родила для нее еще двоих детей.
Хотя перспектива использовать в качестве суррогатных матерей женщин, у которых констатирована смерть головного мозга, "может привести в замешательство", смерть мозга уже признана "достаточным основанием" для донорства органов, отметила д-р Смайдор.
По ее словам, люди часто становятся донорами, зная, что их органы будут переданы тем, кто ждет пересадки, и, теоретически, здесь логика та же самая.
Цюйи ван (Китай): факты суррогатного материнства в России, о которых вы еще не зналиВсе больше людей из разных стран обращаются за услугами суррогатного материнства именно в Россию, потому что там искусственное оплодотворение делается качественно и законно. Что же касается китайских семей, особенно тех, которые не могут иметь детей, потеряли своего единственного ребенка или имеют особые запросы, то один из вариантов осуществления их общей мечты — русская суррогатная мама.
27.01.201900
Д-р Смайдор признает, что "неизвестно", как долго пациент, у которого наступила смерть мозга, может жить с помощью аппарата искусственного поддержания жизни, поскольку из всех зарегистрированных случаев максимальное время, в течение которого пациент было подключен к системе, составило 110 дней. Но верхний предел продолжительности жизни пациента при использовании реанимационной аппаратуры неизвестен.
Тем не менее, она добавила, что продление жизни таких пациентов считается "неэффективной и нежелательной медицинской практикой" и это "неэтично". И, по ее словам, "такая перспектива, несомненно, вызывает тревогу".
Но время подключения пациента к аппарату ИВЛ уже продлено для обеспечения донорства органов, сказала она, и "мало что меняет", поскольку речь идет лишь о коротких сроках, а не о девяти месяцах, которые необходимы для развития ребенка в утробе матери.
Д-р Смайдор также отметила недостаток данных о том, возможно ли вообще, чтобы у женщины, у которой наступила смерть головного мозга, беременность развивалась нормально. Причиной этого она считает "излишнюю нравственную щепетильность" в вопросе продления жизни женщин, перенесших смерть мозга.
Но донорство с предоставлением тела для суррогатного материнства "вполне возможно", сказала она, поскольку появляется "все больше доказательств" того, что у женщин, перенесших смерть мозга, беременность может продолжаться в течение положенного срока, и ребенок может быть доношенным.
В 2019 году бывшая спортсменка международного уровня Катарина Секейра (Catarina Sequeira) из Португалии родила своего сына Салвадора через три месяца после того, как у нее была констатирована смерть мозга в результате перенесенного острого приступа астмы. Отец ребенка тогда сказал, что тот вполне здоров.
Д-р Смайдор признала, что ее подход "может показаться неприемлемым с точки зрения феминизма", поскольку он "отделяет функции воспроизводства от личности".
"Донорство всего тела для беременности" — это "совершенно откровенное использование тела в качестве контейнера для плода", что могло бы "оправдать идею, согласно которой к живым женщинам" тоже можно относиться как таким контейнерам, сказала она.
Но, по ее словам, эти опасения можно развеять, используя в качестве суррогатных родителей мужчин, у которых наступила смерть мозга, что "еще больше расширит" пул доноров.
Статья, размещенная на новостном сайте Reduxx, вызвала бурю негодования среди пользователей социальных сетей, которые заявили, что эта концепция "дискредитирует само представление о жизни в том виде, в каком мы ее знаем".
Другие сказали, что это самое "отвратительное и извращенное" из того, что они читали в своей жизни.
Один пользователь сравнил статью с романом-антиутопией "Рассказ служанки" (The Handmaid's Tale), написанном Маргарет Этвуд (Margaret Atwood) в 1985 году. Действие происходит в вымышленном тоталитарном государстве, где фертильных женщин вынуждают исполнять единственную функцию — зачинать и рожать детей.
Том Фарр (Tom Farr) из Манчестера написал в Твиттере, что "не может представить себе ничего более ужасающего, антиутопичного и свидетельствующего о полном моральном падении общества, чем „заготовка‟ тел мертвых женщин и искусственное поддержание их в функционально „живом‟ состоянии в качестве суррогатных матерей".
А Эшлин О'Мара (Ashlyn O'Mara) из канадского города Торонто сравнила статью с антиутопическим сатирическим романом "О дивный новый мир" (Brave New World) Олдоса Хаксли (Aldous Huxley), в котором дети рождаются только из искусственных маток в лабораториях.
Д-р Смайдор еще раньше спровоцировала негативную реакцию, заявив, что медсестрам и врачам незачем относиться к пациентам с состраданием.
Она считает, что у персонала должна быть возможность выполнять повседневные задачи — от удаления у кого-то аппендикса до кормления пожилого пациента, — не испытывая к ним никаких добрых чувств.
По ее словам, сострадание "не является необходимым компонентом" здравоохранения и что персонал, который слишком заботится о своих пациентах, будет деморализован, когда станет свидетелем пренебрежительного отношения или плохого обращения в палатах.
Автор: Эмили Крейг (Emily Craig)