Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Объемы импорта российского газа в Евросоюз в 2022 году почти полностью зависели от решений Москвы, заявила польский эксперт по вопросам энергетики Агата Лескот-Страхота в интервью Pravda. Она уверена, что в нынешнем году поставок голубого топлива будет значительно меньше. Нельзя исключать новых шагов России.
Андрей Матишак (Andrej Matišák)
Государства-члены Евросоюза пережили зиму даже при ограниченных поставках газа из России. Но все ли для них позади? "Мы должны понимать, что снижение импорта российского газа, которое продолжается с 2022 года, почти полностью связано с решениями Москвы", — заявила в интервью "Правде" Агата Лескот-Страхота, эксперт по энергетической политике из польского Центра восточных исследований.
— Pravda.sk: Евросоюз пережил зиму, хотя Россия импортирует в ЕС всего около десяти процентов от общего импорта газа. Как нам удалось справиться? У Евросоюза был хороший план, или нам помогла мягкая зима?
— Агата Лескот-Страхота: Свою роль сыграли оба фактора. Европа предприняла важные шаги для того, чтобы подготовиться к вероятному газовому кризису в зимний сезон. Государства-члены Европейского Союза сократили потребление природного газа с августа по конец 2022 года примерно на 19%. То есть экономия превысила рекомендованные 15%. Тем не менее, мы должны понимать, что разница между странами была большая. Некоторые члены Евросоюза сократили потребление газа больше, как, например, Финляндия (на 48%) или Литва (более чем на 30%), а некоторые экономили намного меньше. По данным аналитического агентства "Брюгель", Словакия, например, на самом деле даже увеличила свое потребление газа. В этой связи эксперты отмечают важные различия в статистических методологиях, которые препятствуют корректному сравнению ситуаций в разных государствах.
Страны-члены Евросоюза не только экономили, но и наполнили свои хранилища более чем на рекомендованные 80% и в течение зимы потребляли совсем мало газа из хранилищ. К этому также стоит добавить тот факт, что Европа продолжала закупать рекордные объемы сжиженного природного газа (СПГ). И хотя все это были важные успехи, они не были связаны с мерами и политикой государств-членов ЕС. Более низкий спрос на газ и его медленное расходование из хранилищ объясняется, в том числе, весьма теплой зимой и невысоким спросом на газ в Китае и вообще в Азии. Кроме того, Россия после значительного сокращения поставок газа весной и летом 2022 года сохраняла экспорт в Евросоюз зимой на относительно одинаковом уровне.
Читатели "Дневник" удивлены увеличением экспорта российского газа в Европу: "мы же независимы от него" Россия увеличила экспорт газа в Европу через "Турецкий поток", сообщает "Дневник". "Не может быть! Европа же энергетически независима от России?" – иронизирует один из читателей издания.
17.02.202300
— Может ли эта ситуация изменится? Конечно, погоду невозможно точно спрогнозировать, но...
— Означенные факторы в принципе не зависят от действующей политики Евросоюза и его государств-членов. Следующая зима сулит нам определенные риски. Мы не можем предугадать погоду и то, каким в Европе будет спрос на газ в будущем. Однако мы ожидаем, что у Китая может вырасти спрос в энергетике в связи с ослаблением ковидных ограничений. Судя по всему, поставки российского газа в 2023 году будут значительно меньше, чем за весь 2022 год. Также мы должны помнить, что снижению спроса по всему Евросоюзу способствовали меры, которые в итоге оказали негативное воздействие на экономическую ситуацию в государствах-членах.
— Европейская комиссия предложила продлить упомянутые Вами меры по снижению спроса на газ на 15% еще на 12 месяцев. Насколько этот шаг значим?
— Снижение спроса на газ у стран-членов Евросоюза послужило важным фактором, который помог нам прошедшей зимой избежать серьезного кризиса. Кроме того, снижение спроса значительно понизило цены на газ в торговых точках в Евросоюзе. С начала 2023 года мы видим значительно более низкие цены на газ, чем были в прошлом году. Сейчас на газовом хабе Title Transfer Facility (виртуальная торговая точка для природного газа в Амстердаме — прим. авт.) мегаватт-час стоит всего 40 евро. Последний раз мы наблюдали такие цены в первом квартале 2021 года. Это нам сигнал о том, что торговые игроки сейчас более уверены в ситуации, в том числе потому, что зимний сезон подходит к концу, а для этого периода года газовые хранилища у нас заполнены рекордно. Также низкие цены могут вызвать рост спроса на газ, из-за чего хранилища, в свою очередь, могут быстро опустеть. Последующее повышение цен может осложнить нам подготовку к зимнему сезону 2023/2024 года. Поэтому можно ожидать, что будущая зима выдастся непростой. Российского газа будет еще меньше, и объемы свободного газа на мировых рынках могут резко сократиться. Также может вырасти спрос на газ в азиатских странах. Поэтому действительно так важно поддерживать низкий спрос на газ в Евросоюзе, и предложение Европейской комиссии соответствует призыву Международного энергетического агентства, которое добивается общемирового структурного снижения потребления газа.
— Что делать со сжиженным природным газом из России? Его импорт растет. Потребуется ли в связи с онфликтом на Украине в какой-то момент ввести санкции против российского СПГ?
— Это трудный вопрос. Чего Евросоюзу сейчас недостает, и в чем он остро нуждается, так это общая политика в отношении российского газа. Мы должны понимать, что снижение его импорта, которое мы отметили в 2022 году, почти полностью обусловлено решениями Москвы. Она намеренно использовала поставки газа как оружие и дестабилизировала ситуацию на рынке газа Евросоюза. Однако Евросоюз не ввел санкции против импорта российского газа. Поэтому мы можем только предполагать, как ситуация будет развиваться в 2023 году, если сейчас все зависит преимущественно от решений Москвы. Россия способна манипулировать поставками газа, и в этом смысле Евросоюз по-прежнему уязвим. Например, Москва может пообещать увеличить поставки газа на определенных условиях некоторым субъектам или государствам-членам Европейского Союза. Тем самым Россия может попытаться разбить единство Евросоюза в вопросе поддержки Украины, подорвать его решимость бороться с вредным влиянием Кремля. Что касается российского СПГ и его поступления в Евросоюз, то в целом вооруженный конфликт на это не повлиял. На самом деле за 2022 год ЕС импортировал его даже больше, чем раньше. Но надо понимать, что рынок СПГ намного гибче, чем рынок трубного газа. Поэтому гипотетические санкции против сжиженного природного газа из России привели бы к изменениям его мировых потоков. Если Евросоюз задумал принять санкции против российского СПГ, то сделать это нужно как можно скорее. Причина в том, что тогда рынки смогут приспособиться к новой ситуации в период, пока спрос на газ невысок, а его стоимость относительно невелика.
— Насколько успешно или неуспешно России удается смягчать последствия западных энергетических санкций?
— Я бы сказала, что это покажет 2023 год. Самые зубастые, если можно так выразиться, западные меры — то есть нефтяные санкции — вступили в силу совсем недавно, в декабре 2022 года и в феврале 2023 года. Москва заявляет, что планирует сократить добычу нефти, и мы видим, что доходы от ее экспорта снижаются. Это связано со значительным расширением санкционного режима. Однако потребуется некоторое время, чтобы и рынки, и российская политика адаптировались к новым условиям, поэтому полномасштабного эффекта нам еще придется подождать. Что касается газа, то я повторю то же, что сказала ранее. Евросоюз не вводил санкции против российского газа. В этом году доходы Кремля от экспорта газа снижают его собственные решения и спокойное состояние европейского и глобального рынка. Поэтому я не стала бы исключать какие-то новые шаги России в этой области. Например, попытки увеличить потоки газа и повлиять на его цену. В том числе поэтому нам в Европейском Союзе требуется ясная и последовательная политика, касающаяся импорта российского газа.