Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Запад создает ложное представление о религии других народов, пишет Anadolu. В частности дискриминации подвергаются мусульмане, живущие во Франции. Почему? Совсем не из-за "конкуренции" с христианством. На самом деле ориенталистская риторика США и ЕС служит их "империалистическому эго", считает автор статьи.
Французский политолог Франсуа Бургат отметил, что источником дискриминации в отношении арабов и мусульман во Франции является не конкуренция между исламом, христианством или другими религиозными догмами, а колониальное прошлое этой европейской страны.
Политолог и почетный старший научный сотрудник французского Национального центра научных исследований (CNRS) Франсуа Бургат (François Burgat) в беседе с корреспондентом Anadolu рассказал, как ориенталистский дискурс, набирающий силу во Франции особенно в последние годы, повлиял на маргинализацию арабов и мусульман в стране.
Подчеркнув, что, для того чтобы понять представление об исламе и мусульманах на Западе, необходимо хорошо понимать суть ориентализма, Бургат охарактеризовал его как «концепцию, направленную на производство знания в контексте колониальной и империалистической экспансии Европы в XIX и XX веках».
«Одна из важных особенностей ориентализма заключается в том, что он пользуется неформальной монополией на такое производство знания, — продолжил политолог. — Потому что общества, которые изучаются западными государствами или находятся под их господством, в значительной степени утратили способность производить „контрвзгляды“, которые можно было бы противопоставить знанию, производимому Западом. Независимо от того, является ли производимое знание хорошим или плохим, научным или заготовленным и эссенциалистским, такого рода концепция систематически используется на службе империалистического эго Запада».
Эксперт отметил, что ориенталистские толкования, как правило, содержат отрицательные коннотации относительно восточной культуры, и добавил: «Автора можно назвать „ориенталистом“ в тех случаях, когда производимое знание не связано с комплексным социологическим пониманием описываемого объекта и он склонен подтверждать предрассудки собственного общества. Чем дальше наблюдатель, тем больше вероятность использования упрощенных, глобалистских и, следовательно, некорректных категорий. Это, конечно, также относится и к некоторым предрассудкам в отношении мусульман в Европе или США».
По словам политолога, ориентализм в большинстве случаев влечет за собой одобрение трактовок, которые «крайне идеологизируют» истоки насилия, то есть «выводят их за рамки политики». «Когда наблюдатель предлагает крайне идеологизированную интерпретацию, например,того, что происходит в Палестине, он повторяет, что палестинцы иногда совершают нападения не потому, что они оккупированы израильтянами в военном отношении, а потому, что они „мусульмане“», — говорит Бургат.
Эксперт обратил внимание на тот факт, что трактовка иной культуры с «ориенталистской» точки зрения — это инструмент, применяемый не только западными странами, авторитарные правители во многих государствах мира, включая Израиль, используют ту же точку зрения для обвинения своих противников и этот процесс не ограничивается только поведением Запада.
«Отличительной особенностью является поведение „властелина“, независимо от религии или культуры, — пояснил Бургат. — Когда президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси заявляет, что его противники сопротивляются ему, потому что они являются сторонниками „Братьев-мусульман“* или „политического ислама“, он, как и многие другие главы государств в регионе, использует такой же короткий ориенталистский путь».
«Ориентализм и исламофобия тесно связаны друг с другом»
Ориенталистские толкования усиливают враждебность к мусульманам, указывает политолог. «Ориентализм и исламофобия тесно связаны друг с другом, — продолжил он. — Неприятие другого проистекает из незнания. При этом улучшение понимания другого, хотя и может устранить некоторые недоразумения, тем не менее не является абсолютной гарантией устранения напряженности, соперничества и ревности из-за столкновения с инаковостью».
Египет, "Братья-мусульмане*", Папа Франциск, вокизм, Запад… Доверительные разговоры с коптским патриархом Феодором IIМы не приемлем разделения православной церкви на русскую и украинскую, для нас она вся — русская, заявил коптский патриарх Феодор II в интервью Valeurs Actuelles. И так как славянские и египетские христиане — братья по вере, развернувшийся конфликт не повлиял на отношения между ними.
23.04.202300
Относительно практики дискриминации мусульман во Франции Бургат поведал: «Я не думаю, что реакция неприятия арабов и мусульман связана с конкуренцией между исламом и христианством или другими религиозными догмами. Эта реакция не имеет отношения ни к религиозной истории Франции, ни к специфике секуляризма, возникшего с революцией 1789 года и связанного с тенденцией запрета религиозного выражения в общественной сфере. На мой взгляд, это в большей степени уходит корнями в колониальное прошлое Франции».
Заметив, что поколение мусульман, родившееся во Франции, не приемлет колониальный менталитет, политолог продолжил: «Сегодня мусульмане во Франции представляют четвертое поколение людей, которые долгое время были подчинены отношениям господства, унаследованным непосредственно от колониальной эпохи. Потомки тех, кто подвергся колонизации, теперь могут эффективно возвысить свой голос. Они требуют как неотъемлемых прав в силу своего гражданства, так и права на участие в написании истории Франции, включая колониальную историю».
«Повышение видимости мусульман в Европе может оказать положительное влияние на преодоление „страха перед исламом“»
Эксперт отметил, что открытие исламских центров во многих европейских столицах в последнее время и тот факт, что мусульмане становятся более видимыми, может оказать положительное влияние на их контакт с местным населением.
В завершении Франсуа Бургат добавил: «Во Франции антииммигрантская и антимусульманская риторика сильнее в регионах с небольшим количеством иммигрантов или мусульман. В регионах с большим присутствием мусульман различные мусульманские объединения могут взять на себя положительную роль в функционировании механизма взаимного признания. Человек не ненавидит и не боится нелогично кого-то, кого встречает каждый день. Вот почему, на мой взгляд, наличие и близость объединяющих мусульманских субъектов является положительным фактором. Это дает нам надежду на то, что напряженность, основанная на невежестве, ослабнет».
Автор: Гюльчин Казан Дёйер (Gülçin Kazan Döğer)
* террористическая организация, запрещена в РФ