Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Если польские партии "Право и справедливость" и "Конфедерация свободы и независимости" объединятся для победы на выборах, положение Киева и украинских беженцев усложнится, пишет FP. Поляки уже стали хуже относиться к соседям и в грубой форме требуют от них возвращаться домой.
Претендуя на переизбрание, польское правительство наносит тяжелые удары по всем направлениям, чтобы сохранить свой популистский авторитет.
Познань, Польша – У польской крайне консервативной правящей партии "Право и справедливость" (ПиС), похоже, неплохие шансы в третий раз подряд победить на выборах, которые состоятся 15 октября, однако ее лидеры напуганы тем, что низкая явка, вероятно, вынудит ее вступить в коалицию с еще более правой партией – "Конфедерацией свободы и независимости". В отчаянии ПиС яростно набрасывается на Германию, Европейский Союз, либеральную оппозицию, беженцев из стран третьего мира, критически мыслящих кинематографистов и даже на истерзанную вооруженным конфликтом Украину, которую Варшава до сих пор решительно поддерживала.
Сделанное 21 сентября премьер-министром Матеушем Моравецким заявление о том, что Польша прекратит направлять оружие на Украину, от которого он позже отказался, вызвало перезвон тревожных колоколов во многих столицах – от Киева до Вашингтона. "Смысл этого послания состоит не в том, что Польша прекращает поддержку Украины, — сказал Константин Геберт, писатель и аналитик из Варшавы, — а скорее в том, что Украина ведет себя слишком неблагодарно по отношению к своему колониальному благодетелю. Ей следует просто принимать то, что она получает от Польши, и быть ей благодарной".
Даже если замечание Моравецкого было неправильно истолковано (он пояснил его тем, что Польше нужно наращивать свои собственные истощенные военные возможности), его последствия нервируют Североатлантический альянс, среди членов которого до сих пор существовал консенсус относительно конфликта на Украине и активной солидарности с Киевом. Если даже Польша — ярый враг России под руководством президента Владимира Путина и стойкий защитник Украины — может колебаться в своей поддержке Киева, то насколько же сильно начинают отставать в этой помощи другие страны, давно измученные изнурительным конфликтом, издержками санкций и ширящимся энергетическим кризисом?
Польско-украинская ссора разоблачает исторические противоречия и пределы преданностиСсора Польши и Украины разоблачила исторические противоречия, пишет RS. Всегда считалось, что заклятый враг поляков – Россия. Однако недавние события показали, как легко симпатия Варшавы к Киеву может смениться ненавистью к нему.
28.09.202300
Заявления Моравецкого прозвучали на фоне череды разногласий между соседями и союзниками – разногласий, которые ПиС предпочла выгодно использовать на выборах, а не разрешить. В качестве явного выпада в адрес Украины 20 сентября президент Польши Анджей Дуда, консерватор, поддерживаемый ПиС, заявил: "Украина ведет себя как утопающий, цепляющийся за все, что может. Тонущий человек чрезвычайно опасен. Он может утащить вас на глубину… Он может просто утопить своего спасителя".
Дуда имел в виду то бремя, которое несет Польша, поддерживая Украину, и которое она на себя взяла, направляя Киеву гуманитарную помощь и оружие, а также открывая свои границы для беженцев. Но он вполне мог бы упомянуть и все более отчаянные попытки ПиС после стольких лет у власти поддержать свой популистский авторитет в преддверии выборов.
Варшава и Киев сцепились из-за заниженных цен на украинскую сельхозпродукцию, в основном кукурузу и пшеницу, которые прошлой весной начали наводнять польские, словацкие, румынские, болгарские и венгерские рынки. Так продолжалось, пока страны Центральной Европы, с благословения ЕС, не ввели запрет на импорт украинского зерна, срок действия которого истек 15 сентября. Когда Россия впервые перекрыла Черное море для украинского зернового экспорта, ЕС посоветовал странам Центральной Европы открыть границы с Украиной, чтобы сельхоз продукция в качестве альтернативы могла проходить через их территорию. Запрет на импорт позволял перевозить зерно, но не реализовывать его на местном рынке. Однако эта сельхозпродукция, не облагаемая таможенными пошлинами ЕС, все равно просочилось в Центральную Европу и вытеснила местное зерно с внутренних и некоторых экспортных рынков. Это привело к падению цен и вызвало массовые протесты европейских аграриев. 16 сентября Польша и Венгрия бросили вызов ЕС и вновь ввели запрет на импорт украинской агропродукции. В результате Киев заявил о намерении вынести эти разногласия на суд Всемирной торговой организацией.
В отличие от Румынии, Болгарии и Словакии польское правительство не смогло найти компромиссное решение по украинскому импорту. А Европейская комиссия, которая недолюбливает ПиС, встала на сторону Украины.
"ПиС делает все возможное, чтобы отвлечь внимание от собственных неудач, но это не просто пустая предвыборная агитация, — сказал Константин Геберт. – Для того, чтобы получить большое количество голосов избирателей из сельскохозяйственных регионов – а это ей остро необходимо, – ПиС готова дорого заплатить на политической арене и отвергнуть интересы Украины. Итог для партии будет зависеть от результатов выборов, процента потерянных голосов фермеров и того, сколько голосов получат крайне правые благодаря своей антиукраинской пропаганде".
По словам Геберта, отчаянные выпады ПиС отражают убежденность партии в том, что только она понимает истинные интересы польской нации и что "ее отстранение от власти представляет собой жизненную угрозу для страны". С точки зрения Пис, "если она проиграет на выборах, то Польша окажется под игом Брюсселя, станет рабыней Германии и окажется наводненной чернокожими и мусульманскими насильниками. Она хочет спасти поляков от судьбы жителей Запада, которые, по словам лидеров партии, не могут выйти на улицы, не опасаясь преступности и насилия", – добавляет Геберт.
Украина подлила масла в огонь, набросившись на Польшу во время заседания Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Президент Украины Владимир Зеленский обвинил некоторые страны ЕС в "симуляции солидарности и косвенной поддержке России". Эта колкость по понятным причинам, сильно уязвила поляков, враждебное отношение которых к России поистине легендарно.
Еще один важный вопрос в центре предвыборной кампании ПиС — иммиграция. Партия сопротивляется планам ЕС принять новый миграционный пакт, который наложит на страны ЕС квоты по приему мигрантов и потребует от них платить по 20 тысяч евро за каждый случай отказа. ПиС призывает поляков опасаться не миллиона с лишним украинских беженцев, которые приехали в Польшу, а примерно 20 тысяч мигрантов из Северной Африки и Ближнего Востока, которые в этом году прибыли в страну через Белоруссию. Минск и Москва сигнализируют жителям этих регионов, что они могут попасть в ЕС через Белоруссию. Ничего не подозревающих беженцев высаживают на белорусско-польской границе, там их часто подвергают избиениям сначала белорусы, а потом поляки.
На прошлой неделе в Польше состоялась премьера фильма Агнешки Холланд "Зеленая граница", в котором резкой критике подвергается то, как Варшава обращается с беженцами. Картина вызвала истерический протест правительственных чиновников – один из них назвал ленту "отвратительной клеветой", которая "оскорбляет польское государство и поляков".
После конфликта домой могут не вернуться три миллиона украинцев. Что будет с экономикойВыезд миллионов работоспособных украинцев окажет крайне негативное влияние на экономику страны. Большинство из них не намерены возвращаться на родину даже после окончания конфликта, пишет "Экономическая правда".
28.09.202300
Хотя раньше поляки относились к украинским беженцам с сочувствием и оказывали им помощь, то теперь ситуация здесь быстро меняется. Об этом рассказали активисты центра Logos Spilno Hub, который объединяет неправительственные организации в Познани, помогающие украинским гражданам. Ранее в этом месяце польское правительство объявило, что прекращает выплачивать помощь эти мигрантам. Однако, в отличие от Германии, в Польше украинские беженцы получают немедленный доступ к рынку труда. Они ухватились за эту возможность, помогая принимающей стороне решить проблемы с рабочей силой. Уровень безработицы в Познани, деловом центре на западе страны, составляет сейчас всего 1%.
Но польская щедрость быстро иссякает. Украинские активисты говорят, что в социальных сетях нарастает кампания против всех беженцев. Причем, в большей ее части полякам напоминают о том, какие зверства украинцы совершали в отношении польского населения во времена Второй мировой войны. Гуманитарная активистка Валентина из города Сумы сопровождала класс украинских школьников в поездке в Польшу, когда к ней подошли местные подростки с криками: "Эй, тварь, возвращайся на Украину!" По словам Геберта, физическое насилие против украинцев в Польше сейчас становится все более распространенным явлением.
Геополитические последствия политического спектакля ПиС выходят далеко за пределы самой Польши. В Словакии в эти выходные также состоятся выборы, в результате которых к власти может вернуться бывший премьер-министр Роберт Фицо, который открыто выступает против ЕС и настроен пророссийски. Венгрия тоже уже давно является рупором Москвы в Европе.
А наиболее вероятный партнер ПиС по коалиции, которого в Польше называют просто "Конфедерация", совершенно не скрывает своей враждебности по отношению к Киеву и более чем 1,5 миллионам украинских беженцев в Польше. (Ее кампания в Европарламенте в 2019 году опиралась на пять пунктов: "Мы не хотим евреев, гомосексуалистов, абортов, налогов и ЕС".) Присутствие этой партии в коалиционном правительстве во главе с ПиС может повлечь за собой существенную трансформацию отношений между Варшавой и Киевом, а также резкое снижение симпатий к украинцам, живущим сейчас в Польше.
Правительство, еще более националистически настроенное, может помешать вступлению Украины в ЕС. Ведь в конечном счете из-за больших затрат на Киев Варшава получит меньший кусок европейского пирога. Польша, вдруг ставшая жадной и скупой, может заставить Украину найти новых лучших друзей и полностью довериться Франции и Германии. По крайней мере, они обладают в ЕС тем влиянием, которое необходимо Киеву, а партия ПиС при этом враждебно настроена по отношению к Брюсселю.
Грубая кампания ПиС в долгосрочной перспективе нанесет ущерб Польше, пишет Марек Сверчинский в центристском еженедельном новостном журнале "Политика". "ПиС в этой избирательной кампании играет с вопросами стратегического значения, — заявляет он. – Кроме того, она касается очень рискованной проблемы антиукраинских настроений. Сегодня мы подвергли себя критике мировой общественности, и все ради того, чтобы партия ПиС завоевала чуть больше очков в глазах своих избирателей".
За последние полтора года Польша приобрела огромное влияние. Однако оно может попросту испариться, если воля страны окажется переменчивой.
Автор статьи: Пол Хокенос (Paul Hockenos)