Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

После конфликта домой могут не вернуться три миллиона украинцев. Что будет с экономикой

© РИА Новости Павел Паламарчук / Перейти в фотобанкПункт пропуска через украинско-польскую границу "Угринов-Долгобичув"
Пункт пропуска через украинско-польскую границу Угринов-Долгобичув - ИноСМИ, 1920, 28.09.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Выезд миллионов работоспособных украинцев окажет крайне негативное влияние на экономику страны. Большинство из них не намерены возвращаться на родину даже после окончания конфликта, пишет "Экономическая правда".
Число украинских беженцев за рубежом может достигать 6,7 миллиона человек. Чем дольше будет продолжаться конфликт, тем больше они будут задумываться о начале новой жизни в стране пребывания. Украина рискует потерять миллионы граждан.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Центр экономической стратегии (ЦЭС) презентовал исследование настроений украинских беженцев, а также проанализировал, сколько из них не вернется на родину после завершения конфликта.
По их расчетам, Украина может недосчитаться 3,3 миллиона граждан. Более того, часть украинских семей после завершения конфликта воссоединится за границей: мужчины после снятия ограничений уедут из страны к женам и детям.

Сколько нас

Даже в мирное время подсчитать количество украинцев непросто. Полноценная перепись населения в стране проводилась лишь один раз: в 2001 году. Перепись показала, что в то время на Украине проживало 48,5 миллиона человек.
С тех пор количество населения никто не считал, и со временем неточности в демографических показателях лишь увеличивались, а данные государственной службы статистики становились все менее релевантными.
По данным госпогранслужбы, количество выездов из страны на 1,6 миллиона человек больше, чем количество пересечений границы в сторону Украины. Но эти данные неполные, они не учитывают лиц, выехавших из страны не через официальные пункты пропуска.
Более того, данные отечественных пограничников разительно отличаются от данных пограничников стран ЕС, граничащих с Украиной. На последних, в частности, ссылается Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), по оценкам которого количество людей, пересекших западную границу Украины после двадцать четвертого февраля 2022 года, составляет 3,8 миллиона человек.
УВКБ ООН также предоставляет расчеты пересечения границы Украины с Россией и Белоруссией, ссылаясь на информацию от этих стран. По данным организации, в эти страны могли выехать 2,9 миллиона украинцев. Правда, там остались лишь 1,3 миллиона человек. То есть большинство украинцев могли использовать территории России и Белоруссии для выезда в другие страны.
О количестве мигрантов также может свидетельствовать число лиц со статусом временной защиты. В июне таких украинцев было 6,3 миллиона человек – преимущественно в странах Центральной и Восточной Европы.
Таким образом, опираясь на различные расчеты, можно утверждать, что за пределами Украины находятся 5,6–6,7 миллиона граждан Украины.
Большинство беженцев – женщины и дети. Самая многочисленная группа украинцев в ЕС – женщины в возрасте 35–49 лет. Большинство из них – около 70% – с высшим образованием и до конфликта проживали в городах.
Согласно опросу ЦЭС, часть украинских беженцев, находящихся в странах ЕС и Америки (без учета России и Белоруссии), а именно 63% граждан настроены вернуться домой. Однако этот показатель неоднороден. Менее склонны возвращаться студенты и люди, которые активно ищут работу. Более склонны – люди с высоким доходом и представители старшего возраста.
Экстраполировав данные опроса на всех украинских беженцев, ЦЭС утверждает, что даже после завершения конфликта домой могут не вернуться 1,3–3,3 миллиона человек.
Более того, часть украинских семей, которые конфликт разделил границами, могут воссоединиться не на Украине. Как следствие, после окончания конфликта за границу могут выехать 100–745 тысяч граждан, преимущественно мужчин. Этот тренд частично может наблюдаться уже сейчас.
ЦЭС проводил исследования в ноябре-декабре 2022 года и в апреле-мае 2023 года. За время, прошедшее между этими периодами, количество украинских беженцев выросло на 300–500 тысяч человек. При этом доля взрослых мужчин среди них увеличилась до 29%, хотя в ноябре она составляла 27%.

Как отсутствие беженцев повлияет на экономику

Миграция миллионов украинцев тяжело бьет по отечественной экономике. Если значительная часть беженцев не вернется домой, то сила этого удара со временем будет только нарастать.
В 2022 году ВВП Украины упал на рекордные 30,4%. Однако сказать, какую долю падения обусловило пребывание за границей шести миллионов украинцев, невозможно. Хотя бы потому, что в 2022 году Украина потеряла производственные мощности и доступ к морскому экспорту и электроэнергии. Поэтому выделить роль одного фактора сложно.
Однако можно сказать, что расходы домохозяйств всегда были драйвером экономического роста. В довоенном 2021 году на расходы домохозяйств приходилось почти 70% ВВП (если рассчитывать этот показатель методом потребления). По итогам первого года конфликта их роль несколько уменьшилась, зато гораздо больше средств в стране перераспределяется через государство.
По оценкам ЦЭС, Центра экономического восстановления и Института демографии, в результате выезда граждан Украины до 2032 года будет не хватать 3,1–4,5 миллиона работников. Как следствие, потери экономики за этот период могут достичь 113 миллиардов долларов.
"Из-за низкого уровня рождаемости эти расходы не получится компенсировать с помощью естественного роста населения. Следовательно, продуманная политика по возвращению мигрантов крайне важна для минимизации таких потерь", – резюмируют в ЦЭС.
Украина уже ощущает влияние миграции на экономическую активность. Спрос на товары сокращается, из-за чего компании теряют стимул для расширения. Единственный стимул – работа на экспорт, хотя в условиях конфликта существенно хромает логистика.
Даже если эти проблемы удастся решить, а риски безопасности минимизировать, то нарастить ориентированное на экспорт производство будет сложно из-за нехватки рабочей силы. Поскольку уровень образования украинских беженцев за рубежом выше, чем в среднем на Украине, то более дефицитными будут высококвалифицированные работники. Это может стать препятствием для развития более сложного и технологического производства.
В зависимости от того, сколько украинцев не вернется домой после завершения конфликта, потери экономики вследствие падения производства и потребления могут колебаться в диапазоне 2,6–7,7% ВВП в год. Правда, это лишь "мгновенные потери", которые Украина испытывает уже сейчас. В долгосрочной перспективе они будут расти, поскольку на рынок труда не будут выходить дети беженцев, уехавших за границу.
Если для экономики Украины потеря беженцев – это риск катастрофы, то для экономик стран, где они находятся, это настоящий подарок. Правительства этих государств заинтересованы в том, чтобы украинцы развивали их экономики. Поэтому будущее возвращение беженцев потребует диалога со странами-партнерами и выработки с ними совместной политики.
Фактор беженцев повлияет и на платежный баланс страны, а значит – на валютный рынок. Однозначно оценить это влияние сложно, ведь во многом баланс на этом рынке будет зависеть от инвестиций в восстановление и результатов конфликта.
До 2022 года весомое влияние на баланс на валютном рынке имело потребление. Немало товаров, которые украинцы используют в повседневной жизни, импортные. Если миллионы беженцев не вернутся, потребление этого импорта снизится. Благодаря этому давление импортеров на курс гривны может быть меньше, чем до конфликта.
С другой стороны, многие беженцы за рубежом продолжают тратить средства из украинской банковской системы. В 2022 году масштабы таких расходов превышали полтора миллиарда долларов в месяц и пять миллиардов долларов за квартал.
В начале 2023 года объемы расчетов беженцев за рубежом с помощью украинских карт сохранились на том же уровне. В то же время, многие беженцы найдут работу в странах пребывания и не будут тратить средства с украинских счетов. Как следствие, этот поток валюты с Украины может уменьшиться.
Беженцы, которые находят работу, могут способствовать поступлению валюты в украинскую экономику, пересылая денежную помощь родственникам на Украине. Правда, пока такого эффекта не наблюдается. Более того, объемы денежных переводов после начала большого конфликта сократились.
Если в 2021 году трудовые мигранты ежемесячно отправляли на Украину 1,1–1,2 миллиарда долларов, то в 2023 году – менее одного миллиарда долларов. После конфликта суммы могут сократиться еще больше, если часть мужчин воссоединится с семьями за границей.
Несмотря на отсутствие миллионов граждан, нацбанк наращивает свои международные резервы, а правительство финансирует рекордные расходы на оборону. Однако это стало возможным только благодаря рекордным объемам международной поддержки. Большинство внешнего финансирования, которое получает Украина, поступает в виде льготных кредитов. Рано или поздно долги придется возвращать.
По данным минфина, в начале августа объем государственного и гарантированного государством долга Украины достиг ста тридцати трех миллиардов долларов. Если миллионы украинских беженцев не вернутся, обслуживать такое долговое бремя будет все труднее. Как следствие, правительству придется экономить на социальных расходах, направляя больше средств на выплату долгов.
Еще сильнее пострадает пенсионная система. Если будущие поколения людей на рынке труда будут сокращаться, то у государства не будет средств на выплату пенсии. Тогда придется отказываться от многочисленных льгот или повышать пенсионный возраст.
Американские танки Abrams на железнодорожной станции. Архивное фото - ИноСМИ, 1920, 28.09.2023
С "Абрамсами" одна головная боль. Как Киев защитит американские танки от российских крылатых ракетПередача американских "Абрамсов" Украине не изменит ситуацию на поле боя, пишет "Политика". Эти танки не только не превосходят российские машины по мощи, мобильности и малозаметности, но и станут легкой мишенью для крылатых ракет.

Что делать

Среди факторов, которые беженцы называют самыми важными для возвращения домой, ключевой – завершение конфликта. Такое условие назвали 51,2% опрошенных. Однако не только конфликт мешает возвращению украинцев. Весомое значение имеют экономические факторы и интенсивность восстановления страны.
Так, 28,3% опрошенных беженцев среди условий своего возвращения на родину называют наличие достойно оплачиваемой работы. Еще 20,7% ожидают повышения уровня жизни на Украине. Есть даже те, кто ожидает, что государство будет платить им денежную помощь по возвращении домой.
Следовательно, для возвращения беженцев государству необходимо проводить комплексную политику, которая будет включать реализацию реформ и привлечение инвестиций в восстановление разрушенной инфраструктуры. Для возвращения граждан Украине необходимо будет заручиться помощью стран-партнеров.
"Если украинцы останутся за границей, то европейские страны получат прямую экономическую выгоду, но в случае их возвращения появится косвенная выгода для ЕС. Возвращение беженцев укрепит экономику Украины и позволит ей больше инвестировать в безопасность и восстановление, поэтому она потребует меньше европейских средств", – считают в ЦЭС.
Среди других рекомендаций по возвращению беженцев ЦЭС называет быстрое восстановление, оказание помощи людям из пострадавших регионов, упрощение реинтеграции детей в отечественную систему образования и открытие рынка труда ЕС для украинцев после конфликта.
Автор: Ярослав Винокуров