Военные заполнили леса вблизи Беловежи из-за обеспокоенности вопросами безопасности на польских выборах

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
ПиС попыталась использовать в свою пользу вопрос мигрантов на состоявшихся в воскресенье выборах, но ничего не вышло, пишет El País. Жители деревни, расположенной недалеко от границы с Белоруссией, никакого страха перед ними не испытывают и видят все манипуляции Варшавы.
Конфликт на Украине и угрозы со стороны Белоруссии привели к усилению обороны Польши. Подобную политику ультраконсервативное правительство распространяет и на вопросы миграции. Жители Беловежи, расположенной на восточной границе, говорят, что не испытывают страха.
Подъезжая к Беловеже, попадаешь в атмосферу, которую ультраконсервативное правительство "Право и справедливость" использовало в своей предвыборной кампании. Узкая дорога, ведущая к польской деревне с населением чуть более 2600 человек у границы с Белоруссией, усажена деревьями, поскольку здесь расположен крупнейший в Европе лесной заповедник. Однако, помимо деревьев сейчас здесь полно машин военных и пограничников. Полицейские останавливают и обыскивают проезжающие автомобили. Это нужно, чтобы контролировать поток мигрантов, которые пытаются попасть в ЕС через границу с Белоруссией. Кроме того, эти посты были усилены летом прошлого года, после того как бойцы из российской ЧВК "Вагнер" перешли на территорию Белоруссии, а первого августа два белорусских вертолета вторглись в воздушное пространство Польши.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
По другую сторону границы идут боевые действия, поэтому неудивительно, что безопасность и оборона оказались в центре внимания избирательной кампании, увенчавшейся выборами в воскресенье. ПиС в своем предвыборном лозунге предлагала "безопасное будущее для поляков", а оппозиция обещала еще большую жесткость и эффективность проводимых мер. "Мы – страна, которая граничит с Россией [с Калининградским анклавом], Белоруссией и Украиной", – объясняет Славомир Дебский (Slawomir Debski), директор Польского института международных отношений, аналитического центра, консультирующего правительство. Сидя в своем варшавском офисе, эксперт по безопасности вспоминает о "гибридных атаках" режима Александра Лукашенко, большого союзника президента России Владимира Путина. С 2021 года он организует нелегальный въезд мигрантов в ЕС. "По понятным причинам безопасность беспокоит польское общество", – продолжает эксперт.
Но жители Беловежи, где сосредоточены некоторые из этих источников опасности, за пять дней до выборов не проявляли никаких признаков страха. Напротив, некоторые из них считают, что тревожная обстановка, нагнанная накануне выборов, вредит им.
Похоже, что оппозиция победила. Партия ПиС в каком-то смысле тоже, но не такого успеха она ожидала...В Польше оппозиционная "Гражданская коалиция" готова праздновать победу на выборах, пишет WP. По данным экзит-полла, она уступила правящей партии "Право и справедливость", но все равно сможет сформировать правительство с помощью союзников.
Кшиштоф Петрук (Krzysztof Petruk), 62-летний директор сельской школы, не замечает страха ни у своих учеников, ни у их родителей. "Я не думаю, что наемников ЧВК „Вагнер” больше 1000 человек, а белорусские вертолеты появились всего один раз, и непонятно, были ли это в шутку или всерьез", – говорит он. Петрук преуменьшает значение событий, которые правительство использовало, чтобы оправдать отправку в регион еще тысячи солдат. Он нормально относится к присутствию военных, но напоминает, что в 2021 году, когда правительство объявило чрезвычайное положение в связи с наплывом мигрантов, "солдат было больше, чем жителей". По его словам, дети уже привыкли к этому, хотя он признает, что "многим родителям не нравится, что даже в магазинах полно вооруженных солдат".
Две пожилые женщины, которые отказались ненадолго остановиться и побеседовать со мной, заявили, что присутствие военных их очень успокаивает. Этого мнения придерживается и Эмиль, 44-летний социальный работник, который со страхом наблюдал за появлением вертолета из Минска. Для Алисии, 61-летней продавщицы, которая не хочет называть свою фамилию, "присутствие солдат никогда не несет чего-то хорошего". "Они заставляют людей чувствовать себя в опасности", – говорит она.
Ультраконсервативное правительство Польши превратило иммиграцию в вопрос национальной безопасности и суверенитета – как и "военную угрозу" со стороны России. На референдуме, назначенном вместе с выборами, два из четырех вопросов касались именно этой проблемы. Один из них предлагал отвергнуть пакт ЕС о солидарном распределении беженцев. А другой вопрос касался демонтажа 190-километрового забора, построенного на границе с Белоруссией, как если бы оппозиция уже предложила его снести. Однако консервативно-либеральная партия "Гражданская платформа", напротив, призывает к введению более жесткого контроля.
В ходе предвыборной кампании правительство забрасывало общественность видеороликами и заявлениями, связывающими нелегальную иммиграцию из мусульманских стран с насилием. Премьер-министр Матеуш Моравецкий также утверждал, что наемники ЧВК "Вагнер" могут проникать в Польшу, маскируясь под мигрантов. Конфликт между Израилем и ХАМАС способствовал дальнейшему развитию этой идеи, причем с различными вариациями. "Люди боятся, что вместе с мигрантами в Европу попадают исламские экстремисты или сторонники ХАМАС", – говорит Дебски.

Страх найти покойника рядом с домом

В Беловеже, где многие жители сталкивались с мигрантами, прибывшими из Белоруссии, страх, нагнетаемый официальными сообщениями, не ощущается. "Многие родители помогали им едой, водой и одеждой", – говорит директор школы. Продавщица Алисия вспоминает, что с 2021 года, когда был пик миграционного кризиса, "никаких инцидентов с участием местных жителей не было". "Я не боюсь мигрантов, что меня больше пугает, так это найти мертвого человека в 30-40 метрах от своего дома", – говорит она. Речь идет о десятках людей, погибших в лесу.
Александра Хржановская (Aleksandra Chrzanowska), 44-летняя активистка, работающая на границе с 2021 года, категорична в своем мнении. "Я не встретила в лесу ни одного человека, который бы меня напугал", – заявила она. Две организации на местах оказывают помощь мигрантам: SIP, которая действует в юридической сфере, и Grupa Granica, в которую входят неправительственные организации, активисты и жители приграничной зоны. По словам их представителей, некоторые местные жители обращаются к ним за помощью, когда видят в лесу группу иностранцев, а другие сотрудничают с пограничниками. Реакция бывает разной, но обычно страха нет: "Эти люди очень устали, замерзли, голодны, часто бывают ранены".
Приграничный лес превратился в военизированную зону. В начале мощеной дороги, ведущей от деревни к забору, во вторник стоял грузовик с вооруженными солдатами. Впереди – джип с пограничниками. Женщина-офицер с розовыми ногтями и накрашенными бровями предупредила, что подходить к забору ближе, чем на 10 метров, запрещено. По словам представителя пограничной службы, в этом году было зарегистрировано 22 тысячи попыток пересечь границу. Причем в расчет берутся и те, кто только приблизился к забору, а также те, кто повторил попытку после того, как их в очередной раз развернули.
Славомир Дрон (Slawomir Dron), 54-летний владелец ресторана "Фанаберия", сетует о своем почти опустевшем заведении. "Раньше людей привлекала природа, зубры, лес. А теперь здесь мигранты и объявления: „Опасность, опасность, опасность!”" С лета этого года, когда правительство увеличило количество таких сообщений, дела в ресторане пошли на спад, и в норму так ничего и не вернулось. Управляющий гостиницей "Зубровка" 60-летний Анджей Малиновский (Andrzej Malinowski) также жалуется, что "все то, что говорят по телевизору, отпугивает людей" от посещения этого места.
По мнению Марцина Бузанского (MarcinBuzanski), эксперта по безопасности и аналитика Фонда Пуласки, реакция правительства на ситуацию на границе "сильно преувеличена". С одной стороны, приток мигрантов представляется как серьезная угроза, а с другой – Польша отказывается от поддержки Frontex, европейского агентства, которое осуществляет координацию пограничного контроля. По мнению эксперта, правительство только усугубило антииммиграционный "переполох" скандалом, вызванным продажей мигрантам разрешений на работу за взятки. Это свидетельствует о некоем "лицемерии" со стороны ПиС.

Инвестиции в вооруженные силы

Однако Бузански не колеблется в своем мнении: "ситуация с безопасностью ухудшилась до уровня времен холодной войны". Хотя он и видит, что вопросы безопасности использовались в предвыборных целях, лишь чтобы "привлечь избирателей крайне правого толка".
В апреле 2022 года, вскоре после начала российской спецоперации на Украине, правительство приняло Закон о национальной обороне, цель которого – сделать польскую армию самой сильной в Европе. С этого момента была подписана череда контрактов на закупку вооружений – все, чтобы довести военные расходы до 4% от ВВП.
Выборы в Польше: Ярослав Качиньский проявляет готовность перейти в оппозициюФактический правитель Польши Качиньский заявил, что перейдет в оппозицию, если данные экзит-поллов подтвердятся, пишет Berliner Zeitung. По экзит-поллам, его русофобская партия "Право и справедливость" отдает власть не менее русофобской, но более покладистой в отношении ЕС "Гражданской коалиции".
Петр Лукасевич (Piotr Lukasiewicz), бывший дипломат и военный, имеющий опыт работы в таких странах, как Афганистан, считает, что правительство, разработав "интенсивный, быстрый и всеобъемлющий план модернизации армии", подошло к избирательной кампании "с серьезной программой". Но, по его словам, "они слишком накалили обстановку, преувеличили и получили несколько гротескные результаты". Аналитик аналитического центра Polityka Insight рассматривает некоторые "инциденты", которые могут подорвать имидж ПиС, который она стремилась создать.
Во-первых, в октябре прошлого года население Польши заверили в том, что оно защищено от ракет с воздуха, но уже в ноябре в польской деревне Пшеводув в результате попадания ракеты украинской системы ПВО погибли два человека. В декабре российская ракета вошла в воздушное пространство Польши, и радиолокационные станции потеряли ее из виду. Никто ничего не знал об этом, пока одна женщина не нашла обломки в лесу в Быдгоще, более чем в 400 километрах от белорусской границы. Министр обороны Мариуш Блащак (Mariusz Blaszczak) обвинил военное руководство в том, что оно не поставило его в известность.
Бывший полковник рассказывает о недавних событиях, которые заставили одного из его бывших коллег плакать от бессилия. Это произошло 17 сентября, когда министр обороны обнародовал секретные документы о старых военных планах на случай нападения России. Он также обвинил оппозицию, которая тогда была в правительстве, в желании уступить Москве восточную половину страны. На этой неделе волнения в верхах армии вылились в отставку двух самых высокопоставленных генералов. "Они сделали это специально, чтобы отомстить: это протест против использования армии так, как они использовали ее последние шесть месяцев", – говорит он.
Возвращаясь к происходящему в Беловеже, Дебски считает, что "опасность реальна из-за географического положения и той роли, которую Польша играет по отношению к России в украинском конфликте". "Представьте себе, что может произойти, если эти угрозы будут игнорироваться и произойдет что-то плохое", – предполагает он. Алисия, продавец из беловежского магазина, считает, что за сотнями солдат и полицейских, заполонивших ее деревню, скрывалась скорее предвыборная пропаганда, чем реальная опасность.
Автор статьи: Глория Родригес-Пина (Gloria Rodriguez-Pina)
Обсудить
Рекомендуем