Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Производство вооружения в России увеличилось в разы, пишет пользователь Sohu. На Украине же собственная военная промышленность почти остановилась, а источником техники стали зарубежные поставки. Но Запад переключил внимание на Ближний Восток, и Киеву придется несладко, отмечает автор.
Цзян Фувэй
Спустя более 600 дней российско-украинского конфликта военно-промышленный комплекс России наконец завершил перестройку на военный лад. По последним данным, приведенным генеральным директором корпорации "Ростех" Сергеем Чемезовым, производство российской военной техники за последний год значительно выросло: выпуск танков увеличился в семь раз, а бронетранспортеров, включая все виды машин пехоты, — примерно в 4,5 раза.
Хотя Чемезов и не указал четко временные рамки, но, учитывая, что он привел эти цифры в интервью СМИ в начале месяца, под "последним годом" следует понимать 12-месячный период с октября прошлого года по октябрь нынешнего.
Поскольку после начала конфликта российская сторона не публиковала конкретных данных о танках, следовательно, мы не можем определить, какое именно количество техники имеется в виду под семикратным увеличением производства.
Однако, если учесть, что довоенный объем производства танков в России составлял около 200 единиц техники в год, а Дмитрий Медведев еще в марте этого года говорил о том, что к 2023 году будет выпущено более 1500 танков, то общее количество танков, произведенных ВПК РФ за эти 12 месяцев, должно быть в районе 1500 или около того. Другими словами, если Чемезов не преувеличивает, то Россия в настоящее время является крупнейшим в мире производителем основных боевых танков в год.
Существует несколько причин, по которым Россия смогла за один год увеличить годовое производство танков в семь раз.
Во-первых, в настоящее время Россия не только выпускает новые танки, но и переоборудует и модернизирует старые. Ведь в стране имеется большое количество старой техники, оставшейся с советских времен. По сравнению с производством с нуля, гораздо удобнее и быстрее нарастить броню на старые боевые машины пехоты, заменить оборудование и приборы ночного видения на более новые, а затем вернуть эти танки на вооружение.
Могут ли американские производители оружия соответствовать требованиям войн XXI века?В будущем американские поставщики оружия столкнутся с несколькими вызовами, пишет The Economist. С одной стороны, конфликты на Украине и в Газе показали, что ракеты, артиллерия и авиация по-прежнему важны. При этом, как выяснилось, средства связи, обнаружения и ПО не менее значимы.
06.11.202300
Украинская сторона также получает от Запада в основном старую технику. Более современных Leopard-2 и других моделей довольно мало, а отремонтированных танков достаточно для удовлетворения большинства боевых потребностей.
В настоящее время в России выпускаются новые танки Т-90М и, может быть, создается еще небольшое количество Т-14. Между тем, страна модернизировала очень многие модели, такие как Т-80, Т-72, которые российская армия использует в качестве основной ударной силы. Обновляются также и танки первого и второго поколения, такие как серии Т-62 и Т-54/55, которые ранее были сняты с боевого дежурства. Но эти старые машины сейчас применяются в основном в войсках второй линии обороны.
Во-вторых, осознав невозможность быстрой победы и превратив конфликт с Украиной в противостояние на истощение, Москва начала форсировать перевод ВПК в режим военного времени, различными способами наращивая производственные мощности для обеспечения бесперебойных поставок оружия и боеприпасов.
Российские военные производители и частные предприятия, откликнувшиеся на призыв правительства участвовать в выпуске военной техники, уже давно перешли на трехсменную систему работы и бесперебойно поставляют продукцию. В сочетании с усилиями Москвы по распределению материально-технических средств и координации производственных линий российская сторона отмечает значительный рост выпуска практически всех военных материалов. Чемезов также отметил, что только за первые 10 месяцев этого года производство ракет в России в 20 раз превысило аналогичный показатель за весь 2022 год. Этого достаточно, чтобы показать, что весь Запад еще пожалеет о том, что своими руками разбудил российскую военную машину.
В-третьих, помимо увеличения количества производимого оружия и техники, российская экономика также постепенно адаптируется к западным санкциям, практически вернувшись на уровень, предшествовавший началу конфликта. Еще в сентябре премьер-министр России Михаил Мишустин заявил, что самый сложный для российской экономики период уже пройден. Украинские спецслужбы также признают, что экономика России достаточно сильна, чтобы поддерживать администрацию Владимира Путина в условиях военного времени до 2025 года и даже дольше.
А вот с украинской стороны дела, напротив, обстоят не лучшим образом.
В первые дни российско-украинского конфликта ключевое украинское военно-промышленное предприятие — Харьковский завод транспортного машиностроения имени В. А. Малышева, ранее выпускавший танки типа Т-84, — было разбомблено при осаде Харькова, а заводы по производству и ремонту бронетехники в Киеве и Житомире также подверглись дальним ударам с российской стороны, так что собственная военная промышленность Украины практически остановилась.
Россия гарантировала себе материально-техническое обеспечение армии на поле боя, и после этого ситуация на фронте стала еще более тревожной для ВСУ. Украинской армии теперь труднее захватывать брошенную технику, как это было в начале конфликта. Вместо этого основным источником тяжелой техники для украинцев стали западные поставки.
Некоторые страны больше не в состоянии оказывать Киеву такую же масштабную помощь, как и год назад. В качестве примера можно привести Польшу, которая раньше активно помогала Украине: поляки передали ей ПТ-91 и другие советские танки, стоящие у них на вооружении, и даже некоторые Leopard 2A4, а также частично только прибывшие K2 и M1A2. Некоторые другие страны не стали оказывать такую массивную поддержку, например, Франция предоставила лишь небольшое количество AMX10-RC.
Но после того, как ситуация между Израилем и Палестиной обострилась, Запад переключил свое внимание не Ближний Восток и, похоже, стал меньше интересоваться Украиной.
И изменения в поставках вооружений и техники, естественно, не могут не отразиться на ситуации на поле боя. Следует понимать, что российско-украинский конфликт давно уже перешел в стадию соревнования "на выносливость", и поставки оружия и техники в нем — один из важнейших аспектов. Особенно тогда, когда масштабное контрнаступление украинской армии официально еще не закончилось, а российские войска начали активную атаку в направлении Авдеевки. Теперь поставки вооружения и техники любой из сторон могут вызвать колоссальное изменение ситуации на поле боя, а то и привести к развалу всего фронта.
После ряда внутренних корректировок Россия, уже имеющая определенное преимущество в плане всеобъемлющей мощи, сейчас, естественно, находится в более выгодном положении, чем Украина, которая может рассчитывать только на помощь Запада. Если такая ситуация сохранится, то, боюсь, правительству Зеленского придется всерьез задуматься о том, как бы поскорее закончить конфликт.