Разногласия Макрона с дипломатами углубляются из-за его промахов в вопросе войны Израиля и ХАМАС

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Позиция Макрона в вопросе войны Израиля и ХАМАС — очередная попытка утвердить авторитет Франции на Ближнем Востоке, пишет Politico. Однако президента критикуют его же дипломаты, поскольку под его руководством позиция Парижа "сегодня произраильская, завтра – пропалестинская".
Клеа Колкатт (Clea Caulcutt)
Разочарование в Макроне, которое испытывают французские дипломаты, выплеснулось в публичное пространство
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Париж – Как известно, президент Франции Эмманюэль Макрон ненавидит дипломатов. Но сейчас они нужны ему как никогда.
Макрон надеется придать новый импульс своей политике в отношении Ближнего Востока после того, как несколько его опрометчивых инициатив не нашли поддержки. Чтобы спасти влияние Франции в этом регионе, французскому президенту нужна любая помощь, которую он только может получить, в первую очередь со стороны его дипломатической службы. Однако его отношения с французскими дипломатами складываются очень непросто, и чиновники регулярно жалуются, что их мнение игнорируют. Утечки в прессу свидетельствуют о том, что дипломаты крайне негативно относятся к политике Макрона касательно Ближнего Востока.
Ранее в ноябре в своем интервью BBC Макрон призвал израильтян прекратить ответную бомбовую кампанию против ХАМАС, потому что они убивают "женщин и младенцев". После резко негативной реакции правительства Израиля президент был вынужден связаться с руководством страны, чтобы разъяснить свои заявления.
По словам одного французского дипломата, в настоящий момент позиция Франции такова, что "сегодня она произраильская, а завтра – пропалестинская".
"Дипломаты считают, что, если бы с нами заранее проконсультировались, нам не пришлось бы заново балансировать подход Франции", – сказал этот дипломат, который, как и все остальные источники, попросил не называть его имени.
Причиной разочарования дипломатов стало выдвинутое Макроном предложение о том, чтобы превратить коалицию по борьбе с ИГИЛ* в коалицию по борьбе с ХАМАС, – идею, которую международное сообщество немедленно отвергло. По словам Жана-Лу Самаана (Jean-Loup Samaan), специалиста по Ближнему Востоку из Французского института международных отношений, арабские страны восприняли это как предложение, чтобы западные государства присоединились к израильской армии в ее бомбовой кампании против ХАМАС, что по понятным причинам вызвало у них тревогу.
"Дипломатическая позиция Франции неясна, и она страдает от тех же недостатков, что и ее позиция в отношении Украины: она представляет собой акт балансирования – с определенными нюансами, – который зачастую воспринимается неправильно и раздражает оба лагеря", – пояснил Самаан.
Хотя после короткой гуманитарной паузы, о которой только что договорились Израиль и ХАМАС, боевые действия, скорее всего продолжатся, лидеры уже рассматривают вопросы о том, как будет управляться сектор Газа после окончания конфликта и как можно укрепить Палестинскую автономию. Последние несколько дней Макрон проводит телефонные переговоры с лидерами этого региона, чтобы добиться гуманитарной помощи и приблизить политическое решение палестинского вопроса. Франция хочет сыграть значимую роль в переговорах, но для этого ей придется стереть воспоминания о ее недавних промахах, а также о ее прошлых ошибках в таких странах, как Ливан.
Газа сотрясает Францию: дипломатический и судебный "бунт" против МакронаКошмар Макрона может стать реальностью, сообщает Asas Media. Дипломаты направили ему "ноту несогласия" из-за поддержки Израиля, а решение французского суда выдать ордер на арест Башара Асада создает явный прецедент. Все это предвещает Парижу проблемы в арабском мире.

Импровизация на самом верху

Когда во время своего октябрьского визита в Израиль Макрон предложил перестроить международную антиигиловскую коалицию таким образом, чтобы она могла бороться с ХАМАС, эта его инициатива удивила комментаторов. Но, по словам нескольких чиновников, французских дипломатов она тоже застала врасплох.
Спустя несколько часов после заявления Макрона аппарат французского президента опубликовал разъяснение, в котором это предложение было названо идеей, "навеянной" успехами международной антиигиловской коалиции. Позже об этом предложении все забыли, поскольку Израиль не проявил никакой заинтересованности в создании коалиции по безопасности. После этой оплошности Макрон объявил, что Франция отправляет в регион плавучий госпиталь, чтобы оказать поддержку медицинским службам сектора Газа, но затем выяснилось, что на корабле, который французы отправили, не хватает коек.
Французские дипломаты также недовольны позицией Макрона по войне Израиля и ХАМАС, считая ее чрезмерно произраильской. В одном внутреннем документе Министерства иностранных дел Франции, который просочился в прессу, содержалась критика со стороны дипломатов – в первую очередь того, что Макрон отступил от давней политической традиции, предусматривающей развитие отношений с арабским миром.
По словам двоих источников, ознакомившихся с этим документом, его составили дипломаты из департамента по делам Северной Африки и Ближнего Востока, и содержавшаяся в нем критика касалась того, как именно подход Франции к войне Израиля и ХАМАС воспринимается на Ближнем Востоке.
По словам одного дипломата, чьи слова процитировала французская газета Le Figaro, первой сообщившая о существовании этого документа, в нем говорится об "утрате Францией ее авторитета и влияния и об ухудшении имиджа нашей страны в арабском мире", а также дипломатично отмечается, что ответственность за эти перемены лежит на Макроне.
Многие пытались преуменьшить значимость этого документа. "Послам разрешено высказывать критику. Это служебная записка, составленная послами, и в ней масса нюансов", – отметил бывший посол Франции в Израиле Жерар Аро (Gérald Araud) во время слушаний в парламентском комитете на прошлой неделе.
Но для Франции подобная критика довольно необычна. Внешняя политика рассматривается как сфера компетенции преимущественно французского президента, и эта тенденция усилилась при Макроне, которого переполняют идеи касательно внешней политики. "Дипломатическая служба расстроена тем, что ближневосточную политику Франции определяют три человека внутри Елисейского дворца", – сказал тот французский дипломат, которого цитировала газета Le Figaro.
Этот очередной инцидент произошел на фоне непростых отношений между Макроном и его дипломатической службой. Президент предпочитает более прямые дипломатические маршруты и временами резко критикует французское "глубинное государство".
В своем письменном ответе один чиновник из президентского дворца отметил, что президенту "не нужно комментировать дипломатическую корреспонденцию", которая "конфиденциальна", и добавил, что этот внутренний документ будет "принят во внимание, как и многие другие" подобные документы.
"В конечном счете внешнюю политику Франции определяют президент и его правительство, то есть политические власти, избранные французским народом", – добавил он.
Эммануэль Макрон на Ближнем Востоке: дипломатический торнадоМакрон хочет решить чужие проблемы одним махом, но это невозможно, пишет Le Figaro. Читатели издания к предложениям Макрона в отношении ситуации на Ближнем Востоке тоже относятся скептически. "Смесь утопии с крестовым походом", – написал о его идеях один из комментаторов.

Друг арабских стран

После предупредительных сигналов со стороны французских дипломатов Макрон постепенно занял более критическую позицию в отношении Израиля и присоединился к призывам к прекращению огня в секторе Газа.
В дополнение к своему эмоциональному призыву остановить бомбовую кампанию президент Франции в середине ноября организовал международную конференцию по гуманитарной ситуации в секторе Газа. В выходные он позвонил премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху, чтобы выразить свое недовольство в связи с огромным числом жертв среди мирных палестинцев, о чем сообщила пресс-служба президента.
Министры Макрона тоже работают над тем, чтобы разъяснить позицию Франции: на прошлой неделе регион посетил министр обороны Себастьян Лекорню (Sébastien Lecornu), а министр иностранных дел Катрин Колонна (Catherine Colonna) в настоящее время находится на Ближнем Востоке уже с третьим своим визитом.
По словам другого французского дипломата, есть надежда, что Макрону удастся использовать свои личные отношения с лидерами региона и сыграть значимую роль в дипломатических дискуссиях, когда Израиль завершит военную кампанию в Газе. У Макрона сложились хорошие отношения с президентом Египта Абделем Фатахом ас-Сиси, наследным принцем Саудовской Аравии Мохаммедом бин Сальманом и лидером ОАЭ Мухаммедом бен Заидом. "Они знакомы уже долгое время, в их отношениях были и взлеты, и падения", – добавил дипломат.
Ожидается, что Саудовская Аравия будет играть значимую роль в любых усилиях по урегулированию конфликта, поскольку непосредственно перед его началом она готовилась подписать договор о нормализации отношений с Израилем, согласованный при посредничестве Соединенных Штатов. По словам нескольких французских чиновников, Париж надеется помочь странам объединиться в совместных поисках решений для сектора Газа после окончания боевых действий.
Это уже не первая попытка Макрона поучаствовать в политике Ближнего Востока. В 2020 году он пообещал предложить бывшей французской колонии Ливану "новый политический пакт" – это произошло после разрушительной бомбовой атаки, в результате которой в Бейруте погибло более 200 человек.
"Это вопрос авторитета. Макрон не сумел ничего достичь в Ливане, который три года назад он назвал одним из своих основных приоритетов. За этим ничего не последовало", – сказал Самаан, добавив, что морской спор между Ливаном и Израилем был урегулирован при посредничестве Соединенных Штатов, а не Франции.
* террористическая организация, запрещенная в России
Обсудить
Рекомендуем