Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Глава французской компании по обогащению урана Orano Николя Мас призвал ввести ограничения на поставки из России или "простимулировать" европейские предприятия, пишет FT. Иными словами, западный рынок должен быть свободен от конкуренции с "Росатомом".
Сара Уайт (Sarah White)
Второй на Западе поставщик обогащенного урана компания Orano требует большей ясности о спросе или ужесточения санкций.
Западу будет трудно покончить с зависимостью от российского ядерного топлива, если альтернативные поставщики не получат дополнительные стимулы, или если не будут введены ограничения на поставки из России, заявил глава второй по величине западной компании, занимающейся поставками обогащенного урана.
"Чтобы полностью порвать с Россией, нам нужны новые мощности, а промышленные группы будут инвестировать средства только при наличии долгосрочных контрактов, — сообщил "Файнэншл таймс" генеральный директор французской компании Orano Николя Мас (Nicolas Maes). — Поэтому политическому миру предстоит решать, что он сделает, чтобы добиться этого".
Когда президент Владимир Путин в 2022 году начал полномасштабную военную операцию на Украине, против цепочки поставок ядерного топлива поначалу не стали вводить всеобъемлющие санкции типа тех, которым подверглась российская нефтегазовая отрасль. Причина заключалась в господствующих позициях Москвы в данной сфере, так как она владеет примерно 40% мирового рынка обогащения.
В этом году Соединенные Штаты решили ввести запрет на импорт ядерного топлива из России, но с некоторыми возможными исключениями, которые будут действовать до 2028 года. Однако Европа издавна зависит от российских поставщиков, обеспечивающих топливом более 30 атомных электростанций российской постройки на востоке континента, в том числе, на Украине. По этой причине ей гораздо сложнее добиться единодушия в вопросе санкций, хотя некоторые западные компании сегодня уже делают тепловыделяющие сборки, которые можно использовать на АЭС российских проектов.
По словам Маса, строительство новых предприятий по обогащению урана займет всего несколько лет. Orano, являющаяся одним из немногих западных конкурентов российского поставщика ядерного топлива компании "Росатом" наряду с британо-голландско-немецким консорциумом Urenco, реализует во Франции проект расширения предприятия стоимостью 1,7 миллиарда евро, которое начнет выпускать продукцию в 2028 году.
Вместе с тем, Мас отметил, что хотя заменить поставки из России к следующему десятилетию технически возможно, для этого потребуются огромные инвестиции. А инвесторы согласятся предоставить деньги только в том случае, если будет гарантирован спрос.
"С уверенностью можно сказать, что, если санкции максимальные, новые инвестиции в мощности по обогащению тоже будут появляться в максимальных объемах", — заявил Мас.
По его словам, у Orano есть предварительно подписанные контракты с американскими и европейскими фирмами на покупку продукции у французского обогатительного предприятия, где строятся новые мощности. А другие страны, у которых есть АЭС, с самого начала вооруженного конфликта хотят диверсифицировать поставки. Это и Южная Корея, и Япония, и Южная Африка, и Индия.
Тем не менее санкции вряд ли можно назвать универсальным решением, дающим покупателям новые стимулы для подписания контрактов на Западе. США изучают вопрос о том, не обходит ли Россия американский запрет с помощью Китая.
"Схема, в рамках которой людям говорят, что покупать в России запрещено, – не решит проблему. Россия будет продавать в Китай, а Китай станет продавать свой обогащенный уран в западных странах", — сказал Мас.
Orano, раньше носившая название Areva, в последние годы диверсифицирует свою деятельность при поддержке французского государства, вторгаясь в сферу медицины и радиофармацевтических препаратов.
Но в первой половине 2024 года она понесла убытки в размере 133 миллиона евро из-за проблем в своем основном добывающем подразделении, в частности, в Нигере, где из-за переворота в прошлом году был нарушен процесс добычи и производства урана.
Сейчас экспорт из этой страны полностью иссяк, но Orano сумела компенсировать потери, увеличив добычу на шахтах в Канаде. Однако компания продолжает попытки спасти свой бизнес в Нигере, потому что она "не освобождена от ответственности и не оправдывает сложившиеся там социальные последствия".
Компания намерена оспорить в суде принятое этим летом правящей хунтой решение отозвать разрешение на эксплуатацию разрабатываемого ею месторождения Имурарен, добавил Мас. Она также пытается добиться отмены экспортных ограничений, которые вынудили ее прекратить работы на своем единственном действующем в Нигере руднике.
"Есть проблемы с ликвидностью, не приходят деньги", — сказал Мас, отметив, что в такой ситуации шахта может стать банкротом.