Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Немецкие компании часто сталкиваются за границей с катастрофичными стандартами образования. Вместо того, чтобы обучать сотрудников в чужих странах, они предпочитают заблаговременно воспитывать новое поколение для работы в филиалах в Азии, Восточной Европе и США.

Немецкие компании часто сталкиваются за границей с катастрофичными стандартами образования. Вместо того, чтобы обучать сотрудников в чужих странах, они предпочитают заблаговременно воспитывать новое поколение для работы в филиалах в Азии, Восточной Европе и США. Так, лучшие таланты находятся в непосредственной близости с ними.

Грохочет монстр из стали. Его установил во Вьетнаме Вернер Гесснер (Werner Gessner). Установка для изготовления жестяных банок для пива работает почти беспрерывно и выпускает каждый час 33.000 банок. Это девятая по счету установка, которую работодатель Гесснера, компания KHS, поставила пивоваренной компании Sabeco в Хошимине. Ежегодный оборот концерна из Дортмунда составляет во Вьетнаме до 50 миллионов евро.

Хотя жаждущих пива местных жителей во Вьетнаме хватает, рост в скором времени может достигнуть своего предела – не хватает квалифицированного персонала. Не хватает и профессиональных училищ, учебные планы расходятся с потребностями экономики. Только треть работников имеет образование, соответствующее их деятельности. «Многие сотрудники не обладают квалификацией, необходимой для работы с таким высокотехнологичным оборудованием», говорит Гесснер, глава представительства KHS в Азии. Его клиенты требуют от изготовителя установок и предоставления квалифицированных работников. Но дортмундцы со своим образованием вряд ли поедут сюда. «Многие наши клиенты жалуются на значительные потери в эффективности», - отмечает Гесснер.

Читайте также: Исследование уровня образования школьников

Гесснер предложил решение: для повышения образовательных стандартов, он открыл на месте профессиональную школу по немецкому образцу. Совместно с другими предприятиями, такими, как Siemens и производитель измерительных приборов Endress+Hauser, компания KHS при университете Хошимина открыла Германо-вьетнамскую технологическую академию (German Vietnamese Technology Academy). С весны прошлого год в ней обучаются ежегодно от 2000 до 4000 специалистов в области производства продуктов питания. Учебный план и учебно-производственная мастерская разработаны по немецким стандартам.

Гесснер пришел к выводу, что чем больше на рынке представлено специалистов, тем выше спрос на производственные установки.

Так же, как и Гесснер, все больше немецких компаний открывает при своих заграничных филиалах профессиональные школы – самостоятельно, с партнерами или госучреждениями.

В Китае «ученикам» прививается в первую очередь самостоятельное мышление, поскольку в их образовательной системе доминирует заучивание и зубрежка, а практика остается в стороне. Получившие в России образование механики хотя и с легкостью могут отремонтировать «Ладу», но должны проходить обучение, прежде чем иметь дело с чувствительной электроникой моделей Volkswagen. В Индии практически отсутствует языковой барьер, но неподготовленному инструментальщику из сталеплавильной промышленности не хватит терпения при работе с измерительными системами с чипами.

Также по теме: В рейтинге лучших систем образования Россия - последняя


Реликт из времен Бисмарка

Пока что предприятия располагают командами обучающего персонала, которые летают по всему свету и проводят обучение сотрудников в филиалах. Вместе с тем, с развитием глобализации как небольшие, так и крупные компании задействуют миллионы сотрудников за рубежом. В результате индивидуальное обучение становится слишком затруднительным и затратным. Очевидна тенденция к целенаправленному обучению. Одним и первых стал Volkswagen. «Только в 2012 году мы трудоустроили за пределами Германии около 1500 специалистов, прошедших обучение», заявил руководитель HR-департамента VW, Хорст Нойманн (Horst Neumann), в интервью WirtschaftsWoche.

Компьютерное образование учащихся в Калининградской области


Так, понятие «сделано в Германии» обрело второе дыхание. Дуальная система профессионального образования – параллельное обучение специалистов в образовательных учреждениях и на производстве. Были времена, когда политики из сферы образования стыдились этого реликта из времен Бисмарка - академизация профессионального образования была популярна в Европе на смене веков, стандартизация произошла в немецкой системе образования с введением бакалавриата и магистратуры.

Например, Китай. Страна с наибольшим количеством жителей уже давно не отличается дешевой рабочей силой. Как отмечают некоторые компании, их сотрудники требуют повышения заработной платы на 50 процентов. Согласно данным опроса Немецкой торговой палаты, в Шанхае для более 90 процентов компаний подбор квалифицированных сотрудников представляет собой большую проблему. Особенно это касается высокотехнологичных компаний, таких, как машиностроительная фирма Festo.

Читайте также: Почему все больше американцев получают высшее образование?

Наставник Штефан Мейнинг (Stefan Meining) прикрепил на двери у входа компании Festo в Цзинане табличку: «Это предприятие проводит обучение сотрудников». В сером от смога городе с семи миллионами жителей, находящемся в полутора часах езды к югу от Пекина, Мейнинг осенью провел образовательную программу с первыми 28 промышленными механиками. «Профессии промышленного механика в Китае не существует», - сказал Мейнинг.

Именно эти специалисты нужны Мейнингу в Цзинане. Положиться на школьный уровень образования китайцев немецкие специалисты не могут. В школе их вряд ли обучают ремесленным навыкам. Вместо этого в учебном плане стоят такие предметы, как марксизм и военное дело. Китайцы не любят физическую работу, многие после окончания школы предпочитают сидеть в офисе вместо того, чтобы за большие деньги стоять у конвейера. Сейчас там наблюдается тенденция к получению высшего образования. Но и инженеров немецким техникам приходится обучать.

Китай учится

Китайские политики осознали неблагоприятное положение дел и хотят до 2015 года построить систему профессионального образования. Как это должно выглядеть и функционировать, никто не знает. Немцы пошли дальше – в Шанхае в пилотном режиме уже работает дуальная система образования. Германская торговая палата сотрудничает там с частными китайскими профессиональными училищами в плане получения теоретического образования по таким направлениям как мехатроника, промышленная механика. Около 70 предприятий, среди которых BMW, Schaeffler, Siemens, готовят новое поколение специалистов в технической сфере.

Также по теме: Для Британии образование - великолепная экспортная отрасль

Первый год обучающийся проводит в китайском профессиональном училище, в течение следующих двух лет попеременно проводится обучение в училище и на производстве. По окончании каждый обучающийся получает свидетельство о прохождении обучения и сертификат Торговой палаты, с которым он может работать с подобным оборудованием и в Германии.

Шанхайская модель должна получить международное распространение – кроме Китая, в таких странах как Тайланд, Мексика, Чили, Алжир и США. Самым главным условием является, пожалуй, спрос со стороны предприятий, которые берут на себя организацию и финансирование образовательных программ.

В Сан-Пауло уже на протяжении 30 лет существует немецкое профессиональное училище. Инженеры из Mercedes, VW, Krupp создали там профессиональное училище IFPA, позволявшее их детям получить образование вдали от родины. Между тем оно превратилось в крупнейшее немецкое профессиональное училище за пределами Германии. В настоящее время здесь обучаются преимущественно бразильцы.

В борьбе за лучших специалистов элитная школа IFPA стала для предприятий своеобразной сетью для поиска лучших из лучших. Преимущество имеют кандидаты, хорошо говорящие на немецком языке и прошедшие практику в немецкой компании. Каждый год в IFPA проходят обучение 50 человек, которые через два года получают образование в предпринимательской сфере. Кроме концернов, как например, BASF или ZF Friedrichshafen и бразильские компании пришли к выводу, что практическое образование выигрывает по сравнению со стандартным бразильским профессиональным образованием. HR-Специалисты бразильских компаний все чаще обращаются к обучающимся в профессиональных училищах на втором году обучения и предлагают им по окончании практики заключить трудовой договор.

Читайте также: Дипломированные специалисты уезжают из Китая

Дополнительное образование для Америки

И в США есть сторонники дульной системы профессионального обучения. Президент Барак Обама привел в качестве образца в его стране пример систему профобучения компаний Siemens и Daimler. Для этих промышленных компаний обучение собственных специалистов в США является вопросом прагматики – несмотря на высокий уровень безработицы, в США не хватает специалистов. Таким профессиям как электротехник или специалист химической лаборатории не обучают в университетах. После окончания ВУЗа приходится получать дополнительное образование. В этой связи приветствуется обучение на рабочем месте – как для банкиров, так и для лаборантов.

Линия по сборке автомобилей  "Logan"


Нехватка практики обходится инвесторам, как например, Wacker Chemie, большими финансовыми потерями. Мюнхенский химический концерн вкладывает пять миллиардов долларов в обучение специалистов в новом филиале. Баварцы строят в штате Теннесси фабрику по изготовлению полисилициума за 1,8 миллиардов долларов. До конца года должно быть запущено производство. Между тем немцы совместно с Community College проводят обучение сотрудников. Около 4000 американцев проявили интерес к размещенным 650 вакансиям.

Американцы пришли к выводу, что диплом вовсе не означает карьерный успех. Дальнейшее образование позволяет зарабатывать больше денег. Так, бывший солдат Лоренс Франкхаузер (Lawrence Franckhauser), был рад пройти обучение в Wacker. «Я в восторге от того, что Wacker много времени и денег вкладывает в образование своих будущих сотрудников», сказал 33-летний мужчина.

Обучающиеся в США в течение двух лет получают зарплату или стипендию за то, что они обучаются математике, химии, физике и английскому. Наиболее старших учеников Wacker отправляет на полгода на обучение на предприятие в Бургхаузен.

Также по теме: По ту сторону запрещенного образования

Вистав Крамски (Wiestaw Kramski) также отправляет многих сотрудников для обучения в Германию – из США, но в первую очередь, из Индии и Шри-Ланки. Для того чтобы индийцы не заходили далеко в поисках работы, при наличии немецкого сертификата у себя на родине компания переводит часть зарплаты на счет, находящийся на ответственном управлении компании. «Сумма выплачивается после трех лет работы сотрудника в компании». Компания Pforzheimer, которая изготавливает платы, муфты, штекеры для капитального строительства, хочет избежать текучки. «поэтому мы построили наш новый завод подальше от центров как Бангалор.»

Карьера и караоке

Более надежными сотрудниками, чем индийцы считаются инструментальщики компании на Шри Ланке. Это связано также с тем, что Pforzheimer относится к одним из крупнейших и старых инвесторов острова. 20 лет назад Крамски увидел во время путешествия профучилище в столице Коломбо.. В 90-х гг он создал дуальную систему обучения. Сегодня специалисты на Шри-Ланке настолько профессиональны, что Крамски отправляет оттуда специалистов в Индию.

В городе Тайцан, расположенном в 50 километрах к северо-западу от Шанхая, Оли Денг (Oli DEng) идет по залу фабрики баварского производителя электроники Zollner, будто по своему собственному. Почти все из 25 сотрудников сидят за специальным оборудованием, встраивающим золоченые детали в новые iPhone. Каждая установка состоит из 1200 деталей. Компании нужны такие люди как Денг. Он в свои 24 года руководитель команды. Для своего наставника Эрика Бреслейна (Erik Breslein) он образцовый ученик. Уже спустя год после окончания обучения он получил повышение.

Читайте также: Модернизации не хватает квалифицированных специалистов

Денг хороший работник. Возможно, не получив повышения, он ушел бы из компании. Потому что денег, большого отпуска и отсутствия переработки уже недостаточно, для того чтобы удержать квалифицированных специалистов в Китае. «Мы показываем нашим специалистам, какие шансы для карьерного роста у них есть в компании», говорит Бреслейн. «Мы даем им ощущение, что мы хотим, чтобы мы были в одной команде» Регулярно организуются выезды на природу, вечера в караоке-клубе, выплачиваются бонусы за хорошие идеи.

 Китайцы и русские часто раз или два раза в год меняют место работы, потому что они хотят больше зарабатывать. Поэтому предприятия должны развивать внутри компаний структуры для профессионального развития, говорит Юрген Меннике (Jürgen Männicke). Так могут быть реализованы индивидуальные карьерные планы cотрудников.

Вьетнамское правительство приняло решение, до 2020 года увеличить долю квалифицированных специалистов до 55 процентов. Международные проекты как German Vietnamese Technology Academy должны этому способствовать. Компания KHS поставила для проведения тренингов специальное оборудование. Для начала этого проекта финансирование составляет один миллион евро. Гесснер уверен, что в один прекрасный день это окупится - посредством новых заказов на оборудование для пивоваренной промышленности.