Когда король Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд в начале октября впервые вступил на российскую землю (несмотря на небольшую техническую проблему с трапом по прибытии), Саудовская Аравия направила мощный сигнал всему миру в целом и США в частности. Дело в том, что визит саудовского монарха в Россию можно назвать историческим сразу по нескольким причинам. Хотя Советский Союз был первым государством, которое признало Саудовскую Аравию в 1926 году, ни один лидер королевства так и не отправился в СССР и (до недавнего времени) в Россию. Кроме того, отношения двух стран в последние годы носили, скорее, конфликтный характер: это касается, например, противостояния по Сирии и Йемену. Москва поддерживает режим Башара Асада, а Эр-Рияд — оппозицию, причем обе столицы входят в число главных действующих лиц в сирийском конфликте.
Владимир Путин и король Салман (традиционный союзник Вашингтона) закрепили сближение подписанием крупных военных и энергетических договоренностей по случаю первого визита саудовского монарха в Россию. Эр-Рияд заключил предварительное соглашение о поставке знаменитых российских ракетных комплексов С-400, а также их производства в королевстве, которое, кстати говоря, также заказало американскую противоракетную систему THAAD. Кроме того, российско-аравийские договоренности подразумевают закупки противотанковых систем «Корнет», систем залпового огня ТОС-1А, гранатометов АГС-30 и штурмовых винтовок Ак-103. Поставки сопровождаются передачей технологий по «Корнетам», ТОС-1А и АГС-30.
Как отметил глава российской дипломатии Сергей Лавров по итогам переговоров, соглашения позволяют вывести российско-саудовское партнерство на новый уровень.
С чем связано сближение со стороны Эр-Рияда
Сближению Москвы и Эр-Рияда способствовала также их ведущая роль в подписании крупнейшими производителями нефти соглашения по противодействию обвалу цен, который стал тяжелым ударом для их экономик. Саудовской Аравии удалось достичь второй цели, то есть навести порядок в мировой нефтяной политике, пусть даже США продолжили наращивать добычу, и их экспорт пошел в гору. Эр-Рияд контролирует производственную и ценовую политику ОПЕК, однако у него не было никакого влияния на других производителей-союзников России (Иран, Венесуэла, Алжир).
«Мы нацелены на продолжение позитивного сотрудничества наших стран для стабилизации мировых рынков нефти», — отметил король Салман на переговорах с Владимиром Путиным.
Договор смешивает карты?
Для России это соглашение выгодно хотя бы тем, что выводит из равновесия ряд организаций типа НАТО (старый враг), которая уже пошатнулась из-за неожиданного альянса Москвы с Анкарой. Станет ли НАТО настаивать на проектах расширения на Персидский залив? В рамках ОПЕК карты смешивает тот факт, что лидер организации и Россия идут к мировому нефтяному консорциуму. С точки зрения России возможность была слишком выгодной, чтобы ее упускать. «Москва убивает одним выстрелом трех зайцев, а также пользуется ситуацией для ликвидации саудовской религиозной дипломатии в чувствительных регионах (Чечня, Дагестан)», — отмечает вышеупомянутый эксперт.
Кроме того, Россия постепенно проникает все глубже в американские оплоты в регионе (ОАЭ, Турция, Саудовская Аравия), не отказываясь при этом от поддержки традиционных союзников (Сирия, Иран, Ирак и Египет). Страны Персидского залива и Ближнего Востока в свою очередь демонстрируют все большую открытость к России. Примером тому служат недавние проекты и договоры в регионе (ОАЭ, Кувейт, Египет…). Россия не бросает союзников, но в то же время умеет вести дипломатию на другом фронте. Таким образом, российско-аравийское сближение символизирует растущую роль Москвы на Ближнем Востоке.