Читая наши новости, может сложиться впечатление, что Россия определила исход выборов в очень большом количестве стран. Сообщается, что Россия оказала информационное воздействие на президентские выборы США, результаты референдума Великобритании о выходе из ЕС, а также на последние парламентские выборы в Великобритании.
Очевидно, что Россия, напавшая на одну свою соседнюю страну и ведущая себя агрессивно во внешней политике, очень хочет добиться, например, раскола в ЕС. Однако этого Евросоюз может спокойно добиться и без вмешательства России. Да и консервативное правительство Польши едва ли можно назвать очень пророссийским, но от него на голове ведущих политиков Евросоюза появилось очень много седых волос.
Было бы весьма абсурдным считать, что Россия каким-то образом смогла повлиять на результаты референдума о выходе Великобритании из ЕС. Авторство публикаций в британских газетах о том, что ЕС является корнем всех бед, едва ли принадлежит России. Россия вряд ли размещала лживые обещания на автобусы и распространяла «благую весть» о бесконечных богатствах, которые Великобритания обретет сразу же после того, как выйдет из союза.
Россия не писала фейковые новости по этой теме, за них отвечали британские газеты с правыми взглядами, разжигавшие ксенофобию.
В конце апреля газета с консервативными взглядами «Таймс» (The Times) написала об исследовании связанных с Россией аккаунтов в Твиттере, которые публиковали сообщения в поддержку Лейбористской партии перед проведением парламентских выборов. По сообщению газеты, около 6,5 тысяч аккаунтов восхваляли руководителя партии Джереми Корбина (Jeremy Corbyn).
В Финляндии на эту удочку попалось издание «Хельсингин Саномат» (Helsingin Sanomat). Мысль о том, что на результаты выборов и победу Лейбористской партии повлияла не жалкая политика консервативного правительства, а злая Россия, звучит гораздо приятнее.
«Информационное воздействие России», а то и «информационная война» больше подходят для объяснения проигрыша партий, которые долгое время входили в состав правительства, чем то, что их политика привела многих к разорению.
Корбин заработал популярность в Великобритании благодаря левой идеологии в политике. Ему не понадобилась помощь России, чтобы дать гражданам понять: в развитии страны произошел сбой.
Тех, кто вел политику в неправильном направлении, объединяет, в том числе, убеждение, что происходящее никак не связано с идеологией. Напротив, эта политика является разумной, ответственной и основывается на фактах. Что с того, что факты предоставил исследовательский центр с правыми взглядами и специалисты по вопросам экономики с нейтральными взглядами.
Те же методы используют и в Финляндии. Министр Сампо Терхо (Sampo Terho) в свое время заявил, что он поддерживает ответственную экономическую политику. Министр Петтери Орпо (Petteri Orpo), в свою очередь, заявлял «Хельсингин Саномат», что далек от идеологии.
Такие слова от руководителя идеологической партии звучат немного странно. Наверное, и это — работа российских Твиттер-ботов.