В начале года я брала интервью у молодых людей в Петербурге. Мы беседовали о митингах против Путина, в которых они активно участвовали.
Больше всего мне запомнились не их рассказы о задержаниях или о том, как они выступают против администрации Путина. У меня осталась в памяти и их вера в возможность существования тотальной свободы.
Марина и Денис — члены российской либертарианской партии. Небольшая ультралиберальная партия не смогла официально зарегистрироваться в России. Главная цель партии — минимизировать контроль государства.
Налогообложение должно быть максимально низким. От авторского права нужно отказаться — ведь все должно быть свободным. В Финляндии это значило бы расформирование государственной телерадиокомпании Yle.
Все территории должны быть приватизированы. Согласно идеологии партии, благодаря этому все экологические проблемы исчезнут сами по себе, ведь все владельцы хотят беречь свою собственность.
Граждане должны получить право на ношение оружия, потому что у них есть полное право оберегать свой дом и участок. В людей, незаконно оказавшихся на вашем участке, можно стрелять.
Единственная обязанность государства — забота о соблюдении права неприкосновенности личности.
Интересно, что партия популярна именно среди молодежи. Еще молодым россиянам нравятся идеи русско-американского философа Айн Рэнд (Ayn Rand).
Молодежь не сталкивалась с коммунизмом, но их мировоззрение очень напоминает протест против коммунизма. Раньше все было запрещено, а теперь все можно.
В современной России много запретов. Формально в стране демократия, но на практике оппозиция не может участвовать в выборах. Формально Путин поддерживает малый бизнес, на практике доминируют крупные государственные корпорации. Малый бизнес притесняют постоянно меняющейся налоговой политикой и бюрократией.
Так что я могу понять, почему у молодежи такое черно-белое восприятие мира. Когда сверху постоянно диктуют свою версию правды, а в реальной жизни ты сталкиваешься совсем с другим, в итоге не хочется идти на компромиссы.
Хочется легкой, логичной и простой системы, в которой отдается предпочтение молодым и сильным.
Многие русские молодые люди не понимают слово «классовое общество». Они считают, что ответ на все вопросы — свобода.
Неудивительно, что россияне любят Карлсона.
На свой вопрос, почему самый популярный персонаж Астрид Линдгрен — именно Карлсон, я всегда получаю один и тот же ответ: ведь он идет против правил.
Но ведь и Пеппи Длинныйчулок тоже бунтарь, но ее в России не так сильно любят.
Думаю, русским нравится Карлсон, потому что он «вольный человек». «Вольный» — не то же, что «свободный». У «вольного» человека нет ограничений, он делает все, что ему хочется.
Карлсона нельзя назвать человеком морали. Если Пеппи помогает тем, кто слабее, и раздает деньги бедным, то Карлсон думает только о себе. Меня это раздражает — а россиян веселит. Мысль, что те, кто выше правил — умнее других, изначально русская. В Финляндии таких людей считают проходимцами.
Если в России состоятся свободные выборы, не думаю, что Запад будет доволен результатом.
Большинство россиян не хотят платить налоги и в то же время считают, что государство должно их всем обеспечить. Государство не может вмешиваться в жизнь горожан, но оно обязано быть рядом, когда понадобится.
Ожидания россиян нереалистичны, потому что они всегда жили в дисфункциональном государстве.
России еще предстоит стать хорошо функционирующим государством. Задача не из легких. При Путине это вряд ли произойдет, слишком велика коррупция. Но когда-то это все же случится. Жду с интересом.