Эта зима нам дорого обойдется. Уже давно газохранилища Европы не были так пусты, как в начале этого отопительного сезона. Почти ежедневно цены на электричество и газ устанавливают на биржах новые рекорды. Газ сегодня в три раза дороже, чем в начале года. А тот, кто хочет на оптовом рынке купить электричество, должен платить вдвое больше, чем еще несколько месяцев назад. Эти стремительные процессы на энергетических рынках ставят в трудное положение как политиков, так и бизнесменов. В Великобритании один крупный производитель удобрений вынужден закрыть несколько заводов, потому что производство при таких ценах на газ не окупает себя. Недостаток энергоресурсов начинает негативно сказываться на экономическом оздоровлении ЕС. В этой ситуации правительства Италии, Испании и других стран ЕС предпринимают разные меры, чтобы оградить население от подъема цен. Почему произошел этот энергетический шок в Европе, и кто может положить ему конец?
Слишком мало газа на рынке
Одна из причин роста цен в принципе отрадная: экономика на подъеме, и ей нужно больше энергии, чем во время локдаунов. Однако предложение не может угнаться за растущим спросом. Американский сжиженный газ поставляется преимущественно в Азию. Поставки газа из России и Норвегии с лета осуществляются с перебоями. О возможных политических причинах недопоставленных российских объемов ведутся жаркие дискуссии. Действительно, из России в сторону Европы стало поступать больше газа, после того как Ангела Меркель нанесла визит российскому президенту Владимиру Путину. Правда, на высоких ценах этого энергоносителя визит не отразился.
Необычно высокая для лета цена на газ частично сказалась и на растущих счетах за электричество. Возобновляемые источники энергии дали в первые месяцы года меньше электричества, чем ожидалось. Безветрие на севере и засушливая погода на юге снизили производительность экологических электростанций. Пришлось срочно подключать угольные и газовые электростанции — соответственно с более высокими расходами. А так как на рынке электричества цену определяет самая дорогая электростанция, продающая ток потребителям, возникает сочетание факторов, ведущих к повышению цен. Эта комбинация нехватки энергии из возобновляемых источников и дорогого газа — вот она и увеличивает расходы.
Этот эффект усиливается политическим требованием, согласно которому производители электроэнергии из ископаемых источников обязаны покупать цифровые сертификаты на каждую тонну выбросов СО2, который выделялся при производстве их товара. Цена на это право загрязнять окружающую среду также сильно поднялась в последнее время. Так, право на выброс одной тонны двуокиси углерода в ЕС стоит 60 евро, а это почти в два раза больше, чем в начале года.
Фабрики и заводы ощущают также и колебания цен на бирже, причем самым непосредственным образом. Некоторые из них, как, например, британский производитель удобрений CF Industries, уже отреагировали закрытием части своих предприятий. Если зима будет холодной, то целые отрасли промышленности должны настроиться на остановку производства. Об этом предупреждает инвестиционный банк Goldman Sachs. Но растущие расходы грозят и домохозяйствам. Комиссар ЕС по экономическим вопросам Паоло Джентилони (Paolo Gentiloni) призывает страны-члены Евросоюза принять усиленные меры для защиты семей от слишком высоких цен на энергию.
В его родной Италии потребители электроэнергии ожидают роста цен на электричество с 1 октября на 40 %. В Австрии, хотя и поднялась оптовая цена, но домохозяйства ощутят этот эффект с некоторой задержкой. Иная ситуация в Испании, Польше, Греции и Германии. Тут цена на электричество уже давно стала политическим фактором. Премьер-министр Италии Марио Драги (Mario Draghi) хочет, чтобы в будущем счета на электричество рассчитывались по-другому. При этом Драги собирается оказать населению помощь в размере 1,2 миллиардов евро. Похоже реагируют Париж и Афины. Глава правительства Испании, социалист Педро Санчес (Pedro Sánchez) хочет перенаправить прибыли энергетических компаний и ограничить цены на газ мерами государственного регулирования. Румыния уже работает над определением максимальной цены на газ.
Углеродный налог будет расти и дальше
Естественно, государству следует сгладить перепады цен на рынке. При этом политики не совсем безвинны в том, что ситуация настолько ухудшилась. Новые экологические установки для производства энергии, которые могли бы снизить цены, развиваются слишком медленно, так как разрешительные процедуры длятся слишком долго. Кроме того, такой большой экспортер электроэнергии, как Германия, как раз в конце года остановит свои атомные электростанции. Они прекратят поставку электроэнергии в те самые европейские сети, которые до сих пор несли значительную нагрузку. Образовавшуюся брешь почувствует на себе вся Европа.
Высокие цены за выбросы СО2 в качестве средства борьбы против изменения климата политически обусловлены и будут расти дальше, считает Флориан Хаслауэр (Florian Haslauer), партнер в венчурной компании E.Venture. В то время, как цена на газ скоро может нормализоваться, стоимость электроэнергии на биржах в 2022 году будет расти и дальше. На домохозяйствах это скажется в меньшей степени. Две трети их счетов за электричество исходят от государства. Его доля в «зеленом» энергетическом повороте не уменьшится — в этом Хаслуаэр убежден. По его словам, «рост налогов и отчислений на электричество будут сильнее подстегивать цену, чем все процессы на рынке».