Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В отношении поляков к украинцам стало что-то меняться. "На это нужно обратить внимание"

Onet: отношение поляков к украинцам стало более негативным

© РИА Новости Алексей Витвицкий / Перейти в фотобанкЖители Украины на железнодорожном вокзале в Пшемысле
Жители Украины на железнодорожном вокзале в Пшемысле - ИноСМИ, 1920, 21.02.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Граждане Украины до сих пор пользуются симпатией поляков, хотя она уже не так безгранична, как в начале конфликта. Отношение меняется и становится более негативным, пишет Onet. Поляки готовы помогать, но решительно не согласны отправлять своих солдат в рамках миссии НАТО на Украину.
Якуб Капишевский (Jakub Kapiszewski)
Несмотря на то, что с начала российской спецоперации прошел уже год, Украина и ее жители до сих пор пользуются огромной симпатией поляков, хотя она уже не так безгранична, как в начале этого конфликта. Что-то меняется. "Это нечто новое, то, чего до сих пор не удалось обнаружить в результате других исследований, проводимых не только в Польше. Мы, безусловно, должны обратить на эти изменения особенно пристальное внимательно", — говорит доктор Роберт Станишевский (Robert Staniszewski) с Кафедры социологии политики и политического маркетинга Варшавского университета, проводивший исследования отношения поляков к украинцам.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Onet: С начала спецоперации прошел почти год. Как за это время эволюционировало отношение поляков к украинцам?
Роберт Станишевский: У поляков к ним по-прежнему позитивное отношение. (…) В январе 2023 года 80% поляков в возрасте 16-65 лет воспринимали беженцев из Украины позитивно, из них 44% очень позитивно. Это означает, что мы хотим им помогать, не видим угроз с их стороны для страны и собственных семей, а также у нас с ними связаны положительные ассоциации.
– Однако что-то изменилось.
В том же исследовании на вопрос "Изменилось ли ваше отношение к беженцам с Украины за последние 6 месяцев, то есть с июня 2022 года?" 25% респондентов ответили "да", из них 68% признались, что их отношение ухудшилось. Однако это не меняет того факта, что мы продолжаем поддерживать Украину в военных действиях с Россией, а также помогать беженцам из этой страны.
(…)

Танки – да. Но ребята остаются в казармах

– Желание помочь – это одно, а вид этой помощи – другое. Поляки в этом отношении тоже эволюционируют.
Отчетливо видно, что за военную поддержку, в том числе за отправку на Украину тяжелого вооружения, сегодня выступают больше людей, чем раньше; в апреле прошлого года 52% опрошенных поляков высказывались за то, что Польша должна оказать дополнительную поддержку Украине. В настоящее время сторонниками увеличения поддержки являются уже 68%. Я подозреваю, что на этот показатель повлияли дебаты, которые ведутся по этому поводу в польских СМИ, а также имидж Польши как эмиссара "украинского вопроса" на международной арене.
Но есть только один вид помощи, на который поляки решительно не согласны – это отправка наших войск на Украину в рамках миссии НАТО. И в прошлом году, и в настоящее время эта идея получила одобрение лишь 17% респондентов.
Беженцы из Украины на границе с Польшой  - ИноСМИ, 1920, 13.02.2023
Исследование: отношение поляков к беженцам с Украины меняетсяОтношение жителей Польши к беженцам с Украины изменилось в худшую сторону, пишет Rzeczpospolita. Среди потенциальных угроз для своей страны поляки назвали негативное влияние беженцев на рынок труда и в целом на экономику, а также возросшую преступность.
– То есть мы можем дать танки, но наши ребята должны остаться в казармах.
Совершенно верно. Кроме танков, мы по-прежнему должны передавать легкое вооружение и разведывательную информацию. Анализируя поддержку Польши и поляков воюющей Украине, также нельзя не отметить помощь, оказываемую украинцам здесь, в Польше. Несмотря на прошедшее с начала конфликта время, все еще более 80% респондентов считают, что украинских детей должны принимать в польские школы. Если посмотреть на ситуацию в сфере образования, то такая позиция выглядит не такой уж закономерной: школьные классы переполнены, учителя мало зарабатывают. И все же поляки говорят: да, украинские дети должны учиться в польских школах.
Впрочем, так же обстоит дело и с доступом к здравоохранению, где ситуация, как и в сфере образования, весьма сложная. Большинство опрошенных считают, что беженцы с Украины должны иметь доступ к бесплатной медицинской помощи в той же мере, что и поляки.

"Нет согласия на финансирование расходов на питание и проживание"

– Но, что касается выдачи денег непосредственно беженцам, мы уже не так щедры.
В апреле прошлого года 42% опрошенных считали, что украинцы не должны иметь доступа к пособиям по программе "500 плюс". Сейчас таких 47%. Также на несколько процентных пунктов увеличилось число тех, кто не хотел бы предоставлять украинцам доступ к другим социальным льготам.
– Также значительно – с 50 до 30% – сократилась доля людей, кому нравится идея, чтобы государство добавляло 40 злотых в день для покрытия расходов на питание и проживание украинцев.
Мы помогаем, потому что не сомневаемся в том, на чьей стороне в этом конфликте правда. Дети в школах – почему бы и нет? Но, как следует из анализа ответов респондентов, согласие на финансирование расходов на питание и проживание украинцев в Польше отсутствует.
(…)

Какое телевидение, такое и отношение к мигрантам

(…)
Наши исследования показали, что на наше восприятие мигрантов оказывают влияние источники информации о Польше и о мире, а точнее – СМИ, то есть телевизионные каналы, которые мы смотрим.
(…)
– Казалось бы, телевидение уже не имеет такой силы.
Еще как имеет! Оно по-прежнему имеет основополагающее значение в формировании сознания поляков. Это видно из наших исследований: не было другой такой переменной, которая бы так сильно влияла на отношение к мигрантам: ни возраст, ни пол, ни место жительства.
КПП Паланка на границе Молдовы с Украиной - ИноСМИ, 1920, 03.01.2023
В Европе отмечается снижение активности местных жителей в оказании помощи украинским беженцам
– Мы хотим помогать, но, как правило, мы уверены, что украинцы в конечном итоге вернутся к себе домой. Когда в августе Центр исследования общественного мнения спросил поляков о том, что украинцы должны делать после окончания конфликта, 78% ответили, что они должны вернуться в свою страну.
Это же показали и наши исследования: 53% опрошенных считают, что мы должны принимать украинцев до тех пор, пока они не смогут вернуться домой. Но в то же время растет процент поляков, убежденных, что мы должны позволить им поселиться в Польше. В апреле этого года их было 30%, сейчас – 37%.

"Диссонанс позитивного отношения"

– Вернемся к некоторым признакам того, что в отношении поляков к украинцам что-то меняется. Напомню: четверть опрошенных заявили, что с июня 2022 года их отношение к гражданам Украины изменилось; в этой группе две трети сказали, что у них отношение изменилось в худшую сторону.
Да. Это был последний вопрос, который мы задали нашим респондентам. Результат нас очень удивил, особенно если посмотреть на предыдущие ответы. С одной стороны, мы имеем 80% поляков, которые относятся к беженцам с Украины позитивно, а с другой – значительный процент тех, кто говорит, что их отношение к украинским беженцам ухудшилось. Поэтому мы начали думать, как это объяснить. Результатом нашего анализа является новый термин для обозначения этого явления: "диссонанс положительного отношения".
– Что это такое?
Это означает, что, с одной стороны, мы считаем, что воюющей Украине и беженцам из этого государства необходимо помогать и поддерживать их. Поляки не сомневаются, кто в этом конфликте агрессор, а кто жертва. С другой стороны, наше отношение к беженцам меняется на несколько менее позитивное. И эти две вещи происходят параллельно.
(…)
В случае беженцев с Украины некоторые подсказки дает анализ опасений, которые поляки испытывали и испытывают в связи с наплывом беженцев. Еще в апреле люди чаще всего опасались негативного влияния на рынок труда, на польскую экономику. Они также указывали на украинский национализм и потенциальную преступность. Теперь в числе угроз появилась новая, хотя и не доминирующая, категория: "другая культура". Мы еще не знаем, что точно означает это понятие.
Возможно, подсказку дает президент Союза украинцев в Польше Мирослав Скурка (Mirosław Skórka), который прокомментировал результаты нашего исследования.
Украинские солдаты на позициях близ Бахмута. 20 ноября 2022 года - ИноСМИ, 1920, 19.01.2023
Поляки об оружии для Украины: если Киеву нечем воевать, пусть капитулируетПрезидент Польши Дуда и премьер Моравецкий призывают передать Украине западные танки, пишет wPolityce. Ей нужно гораздо больше техники, чтобы остановить Россию и проверить ее на прочность, заявил Дуда. Однако читатели издания отказались поддерживать бандеровцев.
– По его словам, украинцам порой свойственны наглость и высокомерие, склонность к снобизму, нарушению запретов, например, к превышению разрешенной скорости или парковке в запрещенных местах.
Есть еще один элемент, который прозвучал в наших исследованиях – это потребительское отношение украинских беженцев к принимающей их стране. Респонденты, участвовавшие в опросе, рассказали нам, что в беседах с беженцами с Украины им приходилось слышать заявления о том, что Украина воюет не только за себя, но и за всю Европу, включая Польшу, и поэтому им полагаются дополнительные преференции.
(…)
– Вы не боитесь, что чем дольше будет продолжаться конфликт на Украине, тем меньше будет желания поляков помочь?
Да, у меня есть такое впечатление. В Польше спустя год после начала вооруженного конфликта такого явления еще не наблюдается, но посмотрите на другие европейские страны.
(…)

"Славный момент в истории Польши"

(…)
– В декабре были опубликованы исследования отношения к конфликту на Украине и украинцам в нашем регионе. Согласно им, 39% словаков считает, что конфликт развязала НАТО (43% уверены, что Россия); словаки также выступают за сокращение помощи Украине.
Результаты наших исследований в этом отношении диаметрально отличаются. Думаю, нам удалось зафиксировать очень славный момент в польской истории: когда мы можем помогать несмотря ни на что. Не только декларативно, но и реально. Ведь поддержка беженцев с Украины исходила от людей еще до того, как им начало помогать государство. (…)