Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

НАТО пора забыть об Украине и работать над разногласиями между Востоком и Западом

© AP Photo / Olivier MatthysЛоготипы НАТО перед штаб-квартирой организации в Брюсселе
Логотипы НАТО перед штаб-квартирой организации в Брюсселе - ИноСМИ, 1920, 07.07.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
НАТО не должна поддаваться энтузиазму Восточной Европы по поводу победы над Россией, пишет The Guardian. Авторы статьи считают, что странам альянса необходимо заложить основу для суверенной Украины и выйти за рамки военных побед, которые могут привести к конфликту мирового масштаба.
Североатлантический альянс должен думать не одними лишь узкими категориями военных побед, но и заложить основу для суверенной и процветающей Украины
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Предстоящий саммит НАТО в литовском Вильнюсе поставит перед альянсом ряд вопросов, которые потребуют рассудительности, ответственности и политической прозорливости в свете недавних потрясений в России и продолжающегося на Украине изнурительного конфликта на истощение.
На данный момент ключевые западные политические и военные лидеры и СМИ разделяют, похоже, мнение о том, чтобы воспользоваться якобы ослаблением позиций российского правительства и Владимира Путина после неудавшейся попытки госпереворота, предпринятой лидером ЧВК "Вагнер" Евгением Пригожиным.
Понятно, что у НАТО возникнет соблазн удвоить помощь Украине. Там, по-видимому, уверены, что для ее победы нужно всего лишь предоставить больше оружия, денег и политической поддержки, хотя заявленное контрнаступление идет не так успешно, как можно было бы надеяться. Искушение становится еще сильнее на фоне стойкости, которую ВСУ демонстрируют в последние полтора года.
В свете событий конца июня президент США Джо Байден действительно вновь сталкивается с призывами направить Украине армейские тактические ракетные комплексы большой дальности (ATACMS), способные бить на расстояние до 300 км. Сам факт рассмотрения Байденом такой возможности указывает на степень смещения акцентов в дискуссиях о вооружении Украины. А ведь всего год назад советник Байдена по национальной безопасности Джейк Салливан предупреждал, что отправка ATACMS на Украину может спровоцировать “третью мировую войну”.
Еще одна опасность, связанная с отправкой дальнобойного оружия, особенно во время саммита НАТО, состоит в российской уверенности. что она противостоит не Украине, а США и НАТО. Мысль вполне разумная, поскольку основная масса средств на военные действия выделяется именно Вашингтоном.
Между тем с каждым днем растут риски ядерной эскалации. В июне Путин объявил, что Россия разместит тактическое ядерное оружие на территории соседней Белоруссии. Однако НАТО следовало бы также остерегаться поощрения безрассудных действий Киева в отношении Запорожской атомной электростанции. Если верить недавним сообщениям, саботаж на трубопроводе "Северный поток-2" он устроил по собственной инициативе.
Трибуна в зале для пресс-конференций штаб-квартиры НАТО. - ИноСМИ, 1920, 07.07.2023
Западная Европа все еще слаба на востоке НАТОНесмотря на все обещания, Европа так и не занялась всерьез защитой своих восточных рубежей, пишет Foreign Affairs. Из-за ряда исторических и политических причин запад континента не спешит оборонять восток, что, по мнению автора статьи, может аукнуться всей НАТО.
Что возвращает нас к предстоящему саммиту и вопросу о присоединении Украины посредством предоставления ей Плана действий по членству в НАТО (ПДЧ). Здесь лидерам альянса не мешало бы вспомнить предупреждение журналиста и великого стратега Уолтера Липпманна (Walter Lippman) о том, что “коалиция подобна цепи; она не станет крепче, если добавить к ней слабое звено”. ПДЧ для Украины в Вильнюсе также противоречит собственным принципам НАТО относительно присоединения новых членов, которые, в частности, гласят:
"От кандидатов будет ожидаться <…> урегулирование межэтнических споров или внешних территориальных споров, включая ирредентисткие притязания или внутренние юрисдикционные разногласия, мирными средствами в соответствии с принципами ОБСЕ и поддержание отношений добрососедства".
Территориальный спор, о котором идет речь, предшествует российской СВО на восемь лет и относится к 2014 году, когда Россия присоединила к себе Крым (который Украина считает своим) и помогла ДНР и ЛНР объявить независимость от Киева. Таким образом, на данный момент оснований для присоединения Украины к НАТО не существует. Однако, учитывая высокий уровень ее потерь, а также многочисленные экономические и политические последствия конфликта для Европы, есть серьезные основания для проведения переговоров.
В Вильнюсе может произойти публичный раскол между странами, которые можно назвать ядром и периферией НАТО. Два члена первого лагеря в лице Франции и Германии семь лет (2015-2022) участвовали в Нормандском формате с целью мирного завершения украинского кризиса посредством Минских соглашений.
В Вильнюсе альянс окажется под огромным давлением со стороны главных сторонников Украины в Центральной и Восточной Европе: Польши, Эстонии, Латвии, Литвы и Чешской Республики. На наш взгляд, Украина и регион заинтересованы в том, чтобы Байден и основные государства НАТО не поддались понятному, но неуместному энтузиазму восточной периферии по поводу победы над Москвой.
Мы считаем риски эскалации, в том числе ядерной, опасными и неприемлемыми, а дальнейшие боевые действия — противоречащими истинным интересам нацбезопасности США, которые (как ни прискорбно) зависят от стабильных и предсказуемых отношений с Россией, а также между Россией и Европой. В силу истории у периферии есть собственная повестка, но не стóит заменять ею нашу собственную (как это происходит в настоящее время).
Сейчас больше, чем когда-либо необходима концепция государственной мудрости, выходящая за узкие рамки военных побед и способная заложить основу для суверенной и процветающей Украины. В Вильнюсе НАТО должна — что вряд ли произойдет — воспользоваться шансом сконцентрироваться на расходах на реконструкцию и создании инклюзивной архитектуры европейской безопасности. Последняя была бы направлена на преодоление разногласий между Востоком и Западом, оставшихся со времен холодной войны, а не их усугубление. В конце концов, к нынешнему трагическому моменту нас, в первую очередь, привело именно отсутствие такой политики.