Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Украине на фронте нужны люди, но желающих воевать нет. В окопах сидят чертовски уставшие 50-летние мужчины

Polityka: у Украины нет солдат, чтобы удерживать фронт

© AP Photo / Alex BabenkoУкраинские военнослужащие. Архивное фото
Украинские военнослужащие. Архивное фото - ИноСМИ, 1920, 06.02.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
У Украины проблемы с призывом в ВСУ, пишет Polityka. Никто не знает, как их решить, и брать на себя ответственность за новый закон о мобилизации желающих нет. Между тем вопрос встал ребром, ведь на фронте дела идут все хуже и хуже.
В настоящее время развернулась жесткая дискуссия о том, как обеспечить армию необходимыми ей солдатами. И восстановить справедливость. Потому что сколько можно терпеть ситуацию, когда одни месяцами сидят в окопах, а для других этого конфликта как будто и не существует.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
"У Украины проблемы с мобилизацией. Фронту нужны люди. Военные, которые почти два года сражаются на передовой, вымотаны. Желающих их изменить нет. В деревне на Волыни под Луцком на улице сложно встретить мужчин. Они боятся мобилизации. Они делают вид, что уехали, что находятся за границей. А сами сидят по домам, посылая жен в магазин за сигаретами", — рассказывает Мария, живущая под Луцком.
Андрей (32 года) тоже родом из тех мест: "В среднем два раза в неделю через мой городок с населением в 15 тысяч провозят гробы с телами погибших солдат. Жители опускаются на колени, бросают цветы на дорогу". Андрей добавляет, что у него нет желания быть мертвым героем, поэтому он прячется от мобилизации. Живет в Киеве. Как и многие другие украинцы, он надеется, что военкомы его не найдут. Юрий много лет живет в Польше, где занимается строительством: "Часть заработанных денег отдаю на нужды армии, но сам на фронт не пойду. Я считаю, что не гожусь в солдаты".
Украинский флаг в Киеве. Архивная фотография - ИноСМИ, 1920, 03.02.2024
Украинская демократия во мракеСейчас, когда выборы на Украине отложены, а конца вооруженному конфликту не видно, Владимир Зеленский и его политические союзники становятся похожими на тех чиновников, засилье которых они когда-то обещали искоренить, пишет The New Yorker. И Киеву это не сулит ничего хорошего.
Настоящий страх овладел скрывающимися от призыва в армию мужчинами в конце декабря. Тогда появилась информация, что армии нужно 450-500 тысяч новых солдат. Об этом заявил президент Владимир Зеленский, особо подчеркнув, что авторами идеи являются командиры из Генштаба. Он сразу же аккуратно дистанцировался от этой темы. Президент заявил, что ожидает от военных аргументов, которые убедят его в необходимости поставить в строй полмиллиона человек.
Тем не менее, до народа дошла информация, что готовится новая масштабная волна мобилизации. Это подтверждалось словами самого Зеленского, прозвучавшими в его новогоднем послании: "Я желаю всем, кто еще на это не решился, в следующем году сделать смелый выбор и пойти защищать свою страну, работать в ее интересах, помогать ей, потому что это единственное место на земле, где мы все можем сказать: мы дома", – сказал он. Эта речь была воспринята как четкий сигнал о том, что дела на фронте идут не так, как планировалось.
Вместе с информацией о том, что армии нужны люди, пришло еще одно известие – о том, что правительство хочет внести поправки в закон о мобилизации, воинском призыве и военной службе. Соответствующий законопроект в срочном порядке направили в парламент. Идея понятна: изменить закон так, чтобы можно было заполнить пробелы в рядах ВСУ. Возраст мобилизованных предлагается снизить с 27 до 25 лет. Это решение должно омолодить состав обитателей окопов. "Сейчас там сидит много солдат за пятьдесят, у которых серьезные проблемы со здоровьем. В основном это жители деревень и небольших городков", — говорит политик Алексей, айтишник из Харькова, который воюет с февраля 2022 года в штурмовой бригаде в районе Авдеевки.
На фронте сейчас служат добровольцы и те, кто не сумел уклониться от мобилизации. Избежать ее можно, если каким-то образом получить инвалидность. Или уехать за границу — по левым документам или воспользовавшись услугами проводников-контрабандистов. Можно еще получить отсрочку, если, например, работаешь в оборонке. Или попытаться просто исчезнуть из поля зрения военкомата, сменив адрес, чтобы избежать вручения повестки. Но новый закон осложнит жизнь уклонистов. Теперь повестки будут направляться в электронном виде, в том числе просто на электронную почту. Министр обороны Рустем Умеров пообещал, что это будет касаться также украинцев, покинувших страну.
Военнообязанные граждане при смене места жительства должны будут в течение семи дней явиться в ближайший военкомат. Все, ранее считавшиеся "ограниченно годными", должны будут снова пройти медицинскую комиссию. Повестки в армию получат даже инвалиды III группы. Всеобщей обязательной мобилизации женщин не будет. Они, как и прежде, смогут идти в армию добровольцами.
За неявку по повестке или нарушение закона будут грозить более серьезные наказания, в частности, за неявку на медицинскую комиссию полагается штраф до суммы, эквивалентной 25 тысячам злотых или тюремное заключение сроком до пяти лет. Принят также ряд мер административного характера. Уклоняющиеся от мобилизации будут внесены в общедоступный реестр. Они не смогут выезжать за границу, получить водительские права, покупать или продавать недвижимость или даже взять кредит.
Украинские военные на военной базе недалеко от Киева - ИноСМИ, 1920, 31.01.2024
"Жесткая мобилизация". Военный предложил стрелять по ногам за отказ выйти из машиныНа Украине растет число уклонистов, и люди придумывают различные методы избежать мобилизации, пишет "Страна". За отказ остановить машину по требованию военкома один из местных боевиков предложил простреливать "нарушителям" колени.

Горячая картошка

Общественный интерес к проекту закона был настолько велик, что, когда его опубликовали, зависли серверы Верховного совета. Новелла почти сразу же встретилась с резкой критикой. Одним из первых свое неодобрение выразил омбудсмен Дмитрий Лубинец. "На мой взгляд, законопроект содержит нормы, противоречащие Конституции", — считает он. Омбудсмен объяснил, что запрет уклонистам на вождение автомобиля или запрет распоряжаться своим имуществом противоречит основному закону.
(…)
К критикам проекта присоединилась оппозиция. "Европейская солидарность" Петра Порошенко и фракция "Голос" не поддержат законопроект в нынешней редакции. Как и "Батькивщина". "Мы понимаем, что украинцы должны защищать свою землю. Но такие законы, как закон о мобилизации, не только не решают проблем, но, наоборот, отдаляют от нас победу", – заявила экс-премьер Юлия Тимошенко.
Президентская фракция "Слуга народа" могла бы продвигать поправку своими силами, однако она не желает брать всю ответственность на себя. Партия власти считает, что за непопулярные решения она может поплатиться снижением поддержки в обществе. Вероятно, именно поэтому президент Владимир Зеленский и председатель парламентской фракции "Слуга народа" Давид Арахамия всякий раз, когда представлялась такая возможность, давали понять, что они не в восторге от законопроекта и лишь идут навстречу пожеланиям генералов.
В итоге после более чем двух недель рассмотрения в парламенте и на фоне постоянной критики оппонентов проект был отозван. Теперь правительство должно заняться его исправлением. "Мы понимаем потребности командования и готовы их удовлетворить. Однако некоторые законы нарушают права человека. Есть много неудачных формулировок. Мы открыто говорили об этом военным", — пояснил Арахамия.
Президент Зеленский, в свою очередь, заявил в телевизионном интервью, что на данный момент не видит причин необходимости в мобилизации 500 тысяч человек. "Я говорю это не для того, чтобы угодить людям", – заверил он. Судя по всему, генералы президента не убедили. Кроме того, государственный бюджет не справится с финансированием такой большой армии.
Тема мобилизации стала похожа на горячий картофель, который перекидывают друг другу. Политики возлагали вину на генералов. Генералы не желают оставаться крайними. На следующий день после обнародования проекта главнокомандующий Вооруженными силами Украины генерал Валерий Залужный выступил (впервые после начала конфликта) на пресс-конференции. Некоторые комментаторы решили, что выступить его уговорило или заставило окружение президента. Оно хотело, чтобы общественное недовольство было направлено в том числе и на генерала. Однако Залужный сумел выйти из этой непростой ситуации победителем.
Генерал объяснил СМИ, что Генштаб занимается военными вопросами, поэтому не намерен вмешиваться в жизнь гражданских лиц и не устанавливает никаких наказаний для уклоняющихся от службы. Другими словами, армия воюет, а гражданские власти должны предоставить ей необходимую технику и людей. И как они это сделают, командиров не касается. Залужный также не подтвердил озвученное Зеленским и его окружением предполагаемое количество мобилизованных. "Мы не можем разглашать этих цифр. Это военная тайна", – сказал главнокомандующий.
Начало очередного этапа подготовки подразделений ВСУ во Львовской области - ИноСМИ, 1920, 23.01.2024
Мужчина в 25 лет на фронте уже взрослый дядька. Командир ВСУ предложил опустить возраст мобилизации еще нижеНа Украине заговорили о том, чтобы снизить мобилизационный возраст до 22 лет, пишет "Страна". Из-за нехватки личного состава в ВСУ также предлагают продлевать срок военной службы для людей с инвалидностью.

Война и справедливость

Армия пользуется здесь необычайной популярностью. Ей доверяют 94% украинцев. А президенту страны — менее 68%. Авторитет командиров не пострадал даже после неудачного наступления, предпринятого летом прошлого года. Поэтому Залужный может позволить себе говорить непопулярные вещи. Так было и на этот раз.
Стоит отметить один важный момент: закон о мобилизации был призван решить проблему тех людей в форме, которые уже почти два года воюют на фронте. Они уже чертовски устали и их нужно отпустить домой. "Пополнение брать неоткуда, поскольку значительная часть моих соотечественников считает, что этот конфликт их не касается. Мол, пусть воюют другие. А они будут патриотами, сидя в Киеве и отправляя раз в месяц несколько гривен на нужды армии. Но их гривен недостаточно. На первой линии не хватает солдат", — говорит уже цитируемый Алексей, сражающийся под Авдеевкой.
В окопах все чаще говорят о несправедливости. Родственники фронтовиков протестуют на улицах, желая напомнить властям, что их близким нужна ротация. Однако Залужный понимает, что демобилизация опытных военных и замена их свежими новобранцами могут поставить под угрозу стабильность фронта. Поэтому он довольно скептически отнесся к предложению установить принцип ротации на передовой каждые полгода. "Это очень интересная идея, но то, что сейчас происходит, это не какой-то спектакль. Ситуация на фронте зависит от действий противника. Мы не можем предсказать, какая частота ротации будет возможна: каждые шесть, пять или три месяца".
При этом генерал добавляет, что Генеральный штаб и Министерство национальной обороны согласились разрешить демобилизацию лицам, которые непрерывно прослужили в армии более 36 месяцев. "Однако только при условии, что обстановка на фронте не осложнится, — пояснил он. — Я прекрасно понимаю, что наши солдаты воюют в чрезвычайно сложных условиях".

Вопрос ребром

Новый закон о мобилизации не нравится никому. Ни тем, кто уклоняется от службы, потому что система будет действовать жестче и избежать отправки на фронт будет сложнее, ни тем, кто сидит в окопах, потому что перспектива вернуться домой значительно отдаляется. Не довольны и политики, которые поплатятся за поддержку проекта своими рейтингами", и генералы, которым нужно больше, чем им обещают законодатели.
Похоже, что работу над законом о мобилизации и демобилизации нужно было начинать гораздо раньше. Когда стало очевидно, что у военкоматов уже не выстраиваются очереди из добровольцев. Когда потенциальные военные стали прятаться от повесток. А коррумпированная и расхлябанная система не смогла ничего с этим поделать. Теперь мобилизацию придется проводить в более сложных условиях. Общественные настроения заметно просели. По данным Центра социальных исследований Разумкова, сегодня лишь 45% опрошенных считают, что дела в стране идут в правильном направлении. В феврале и марте прошлого года так считали более 60% респондентов.
Во многом в этом виноваты политики. В прошлом году они утверждали, что победа — лишь дело времени. Что контрнаступление украинской армии приведет к возвращению Крыма и Донбасса. Между тем фронт, несмотря на большие потери, которые понесли украинцы, практически не сдвинулся. Стало ясно, что конфликт надолго. Появилась информация о коррупционных скандалах. Оказалось, что чиновники и бизнесмены неплохо зарабатывали на поставках на нужды армии. В Министерстве обороны и в военкоматах выявлены случаи коррупции.
К тому же служба на фронте уже лишилась романтического флера, присущего ей в первые месяцы противостояния с Россией. Сегодня почти у каждого украинца в кругу знакомых кто-то воевал и пострадал от военных действий. "Ты не знаешь, куда тебя отправят, кто тобой будет командовать. Я слышал от друзей рассказы о ранениях, о смертях. Это совсем не мотивирует идти в армию", – говорит Богдан из Житомира (ему 25 лет, так что, если поправки вступят в силу, его мобилизуют).
Между тем вопрос стоит ребром. Армия нуждается не только в замене раненых и убитых на передовой. ВСУ необходимы операторы дронов, нужны руки для строительства укреплений и ремонта техники. К тому же нужны новые боевые единицы. "Русские пополняют свои ряды намного быстрее. Если мы не будем на это реагировать, они могут получить преимущество, которое будет грозить крахом фронта", – говорит порталу POLITYKA один из штабных офицеров. Министр обороны Рустем Умеров, чье ведомство получило указание скорректировать законопроект, заявил, что постарается сделать все оперативно: "Это займет максимум несколько недель".
А обстановка на фронте, между тем, становится невеселой. Русские давят на севере под Купянском. Оттесняют украинскую армию от Артемовска (Бахмута). Они заняли Марьинку и штурмуют Авдеевку. Этот текст мы пишем в Херсоне. За окном слышны взрывы. Русская артиллерия стоит на другом берегу реки, ее снаряды ежедневно бьют по городу.
Автор: Павел Решка из Херсона, Анастасия Морозова из Сум