https://inosmi.ru/20240325/russkie-268386403.html
На Западе считают русских "женственными". Но именно они изменят мир
На Западе считают русских "женственными". Но именно они изменят мир
На Западе считают русских "женственными". Но именно они изменят мир
Русских за их жертвенность, умение сопереживать и терпеливость на Западе считают "женственным" народом, говорит философ Светозар Поштич в интервью "Печат". Но... | 25.03.2024, ИноСМИ
2024-03-25T12:08
2024-03-25T12:08
2024-03-25T12:08
общество
россия
христианство
культура
печат
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/23553/37/235533783_0:22:2001:1147_1920x0_80_0_0_fbe38bb43b556ab647ba57032a8b97f7.jpg
Собеседник "Печати" Светозар Поштич — адъюнкт-профессор на филологическом факультете Вильнюсского университета в Литве с 2013 года. Он опубликовал такие труды, как "Бахтин и христианство" (2012), "Апология земной жизни: Монтень и поворот к себе" (2016), "Краткая история американской культуры по воспоминаниям" (2019) и "Обрушение русской культуры в 1917 — 1922 году" (2020), а также "Семь русских архетипов" (2023).Читайте ИноСМИ в нашем канале в TelegramПечат: Карл Густав Юнг занимался архетипическими матрицами нашего подсознательного. Но есть архетипические матрицы и в культуре, которые вы изучали в связи с Россией. Каковы там основные культурные архетипологии?Светозар Поштич:У Юнга эти матрицы связаны с его желанием, да и глубинной человеческой потребностью, приобщиться к опыту свойственному каждому человеку. Они также связаны с его стремлением классифицировать и систематизировать устремления и намерения человека, о внутренней жизни которого мы знаем не все. Архетипы Юнга направлены на раскрытие общего в психике, не связанного с определенной культурой. Они описывают не только образы, которые появляются в наших снах и играют определенную роль в наших жизнях, но и общие ритуалы, явления и исторические события во всех культурах, такие как инициация, зарождение мира и потоп, например. Культурная архетипология, в свою очередь, ставит целью постижение и объяснение менталитета того или иного народа, его коллективную психологию. В ее рамках изучается тип людей, который повторяется в национальной истории, мифологии, фольклоре, языке, литературе и других видах культуры. Предпринимается попытка истолковать специфические, характерные только для этого народа убеждения, ценности и общие представления. Вообще идею коллективного бессознательного, на которой основана его архетипология, Юнг приписывает Платону. Но существуют и другие архетипичные матрицы, появившиеся в ХХ веке и связанные с культурой, особенно с мифологией и фольклором. На них я основывался, когда писал эту книгу, и имею в виду, прежде всего, Владимира Проппа и Джозефа Кэмпбела.— Давайте по порядку, поговорим о вашей книге. На первое место вы ставите фигуру жертвы как праоснову культурного горизонта России. Жарко Видович говорил, что античная трагедия была подготовкой к литургии, так как "ода во славу жертвы, которая сплотила сообщество" (вроде Антигоны). Что можно сказать о жертвенности в русском культурном образце?— Жертвенность в русском культурном образце, прежде всего, связана с христовой жертвой на кресте ради спасения человечества. Но жертва, как известно, существовала и в языческом мире, только в другой форме, а в русской культуре есть еще и жертвенность, которая непосредственно не связана с христианством. В Русской православной церкви есть особый тип жертвования, воплощенная в так называемых страстотерпцах, особой категории христианских мучеников. В основном это были правители и престолонаследники, которые пострадали не за свою веру, а из-за чужой злобы и корыстолюбия, и они погибли, мирно предавшись воле Божьей. Вероятно, самые знаменитые из них — первые страстотерпцы, убитые в начале XI века князья Борис и Глеб, а также последний русский царь Николай II и его благочестивая семья. Известно и жертвование русских староверов после раскола в Русской церкви в середине XVII века. Огромные страдания русского и остальных народов Советского Союз во время Великой Отечественной войны за освобождение страны от нацистских оккупантов тоже можно рассматривать как жертвование жизнью с честью, то есть жертву во имя своего государства и нации.— Нигде, как в России, нет столько святых — юродивых Христа ради, которые призывали людей смирить себя и насмехались над ложной мудростью этого мира. Это и святой Василий Блаженный, к которому прислушивался и Иван Грозный; это и святая Ксения Петербургская, и Матрона Московская. Юродивость — часть русского православного взгляда на свет. Откуда этот архетип?— Вы правы, но стоит отметить, что юродивые — только один из типов людей и разных категорий убогих в русской истории и культуре. Феномен юродивых в России нашел благоприятную среду, вероятно, потому, что русские, похоже, меньше всех других народов стыдятся эксцентричности, глупости и временного безумия. Как писал Достоевский в "Злых духах" и в "Дневнике писателей", русского человека проще всего соблазнить "полным правом на распущенность". Многие набожные русские решили стать юродивыми, а это, быть может, величайший подвиг в христианской жизни, поскольку они как народ склонны к крайностям и идеологическому фанатизму, да и можно ли больше почитать Христа, чем жить в самоуничижении, крайней бедности и мнимом безумии? Ученик не может быть выше учителя, а слуга — своего господина. (Мт. 10:24), и если господина унизили, высмеяли, избили и наконец распяли, то его верный ученик должен принять еще худшие страдания. Юродивые поэтому видели в подобном поведении не только возможность обличать мудрствования мира, но и верный путь к спасению и вечной жизни.— Запад часто обвиняет русских в рабском сознании, но еще нигде не бывало таких бунтарей и разбойников, жаждущих утопии, как в России. Игорь Шафаревич в "Русофобии" пишет, что англичане легко отказались от римско-католической церкви, когда Генрих VIII, чтобы снова жениться, объявил себя главой Англиканской церкви, а в России во времена царя Алексея и Петра Великого сформировалось старообрядческое движение в знак духовного протеста, и этот бунт продолжается до наших дней. Хотя дело там в мелких обрядовых расхождениях в богослужении. Во имя чего бунтует Россия?— Вероятно, этот бунт связан с уже упомянутыми русскими особенностями, фанатизмом и склонностью к безумию, реальному или напускному, в негативном смысле. Николай Бердяев, например, причислял к характерным российским особенностям стремление к поляризации общества, мессианство и догматизм. В отличие от почти всех других северных народов, русские известны как гневливые и импульсивные, и подобное душевное состояние зачастую приводит к многодневному пьянству, буйству, бесчинству и разбою. В русской истории были периоды, такие как Гражданская война 1918 — 1921 года, когда казалось, что на русской земле разверзся ад. Русские чаще всего бунтуют во имя своих идеалов, но иногда это случается и из-за присущей им тяги к анархии и безвластью. К счастью, такое случается довольно редко.Что касается различий между ними и англичанами, то, как я думаю, они проистекают из существенных различий в религиозных убеждениях двух народов. В Англии, пожалуй, наибольшее распространение получило еретическое учение пелагианство, и поэтому для англичан самое важное быть приятными и любезными с другими, даже если думаете вы и поступаете по отношению к ним совершенно противоположным образом. Русское православие пережило вместе с обществом все перипетии и выжило даже при правлении безбожных коммунистов, продолжавшемся многие десятилетия. Поэтому у русских после преступлений и оргий часто наступает искреннее покаяние. Виктор Шкловский был в Персии во время Октябрьского переворота и стал свидетелем русских погромов и насильственных действий в отношении местного населения. Один из их участников сказал Шкловскому, что они все-таки больше любят русских, чем англичан, которые правили там до них. "Вы бьете по голове, а те высасывают соки", — объяснил он.— Легенда гласит, что царь Александр I, победивший Наполеона, в молодости масон и западник, после разговора со святым Серафимом Саровским инсценировал свою смерть и в качестве паломника старца Федора Кузмича отправился странствовать от одной святыне к другой в Сибири, каясь за грехи молодости. Тут мы подходим к образу странника, который отправился бродяжничать во имя духовных ценностей и который ради небесного отрекается от домашнего очага. Что значит странничество в русской культуре?— Есть несколько факторов, которые влияют на то, с какой легкостью русские пускаются в скитания и паломничество, порой даже пожизненное, хотя, конечно, такое бывает редко. Во-первых, роль играют размеры страны и ее стремительное расширение на Восток в ХVIII и ХIХ веках. Сибирские просторы и бескрайность русских земель, простирающихся до Тихого океана, обладают некой притягательной силой. Если им что-то не по душе в родном краю, русские всегда могут собрать вещи и отправиться в какой-нибудь отдаленный край, придумав нового себя. Важно и то, что в России много святых мест, добираться до которых порой приходится по несколько недель, а то и месяцев. Когда верующие в царской России отрекались от мирского и материального, а привязка к одному месту заставляла их скучать, то они часто без размышлений отправлялись в бесконечные странствия. Посещение новых мест вносит в жизнь разнообразие и будоражит, а постоянные молитвы, как и осознанная бедность и постоянная физическая нагрузка (ходьба) вносят мир в сердце и душу.— Один из ликов России — Россия-мать. Сама Россия — мать, и, как говорил Бердяев, есть нечто "вечно женское" в русской душе. Ученик Юнга Нойман говорил, что архетип Великой Матери обладает светлой (защитница и покровительница) и темной стороной, когда мать губит, как Медея, когда ее покинул Ясон. Каков диапазон русского понимания материнского архетипа?— Мать — один из важнейших прообразов в русской культуре. Значение матери и крепкая связь с ней отражены во многочисленных русских пословицах. До принятия христианства, да и потом, русский крестьянин считал (сыру) Землю, которую оплодотворил небесный отец и которая кормит своими плодами, матерью так же, как современные язычники во многих частях света. Многие обряды и изречения, свидетельствующие об этом, все еще бытуют в России. После крещения Руси Богородица, Царица небесная, постепенно взяла на себя роль матери полной безусловной любви и готовности помочь в любой беде. Почитание Матери Божьей отражено в многочисленных чудотворных иконах на русской земле. Ее считают покровительницей русских земель. Идея о "вечной женственности" религиозного мыслителя Владимира Соловьева — тоже один из примеров значительной роли матери и женщины в русской культуре. Она, например, повлияла на образ "незнакомки" в творчестве величайшего поэта русского символизма Александра Блока, а также на еретическое учение богослова Сергея Булгакова о Софии, вечной мудрости, которая обрела у него роль четвертой ипостаси. Из-за своих качеств, таких как гостеприимство, жертвенность, умения сопереживать и терпеливости, русских считают "женственным" народом, в отличие от немцев, например, которые активны, строго сконцентрированы на поставленной цели и предприимчивы. Их считают воплощением мужественности. Поэтому и Россию часто называют матерью.— Как менялась фигура мужика, русского крестьянина? Есть у него сила Антеи в современной России, или он превратился в тень, которая больше не может возродиться как целостное будущее?— После отмены крепостного права в 1861 году русское сельское население значительно увеличилось естественным образом. Согласно одной из переписей населения, в царской России в 1897 году до 84% населения были крестьянами, и более половины из них были людьми младше 20 лет. Лишь 21% населения в стране были грамотными, и всего один процент имел образование выше среднего. Пропасть между дворянством, которое устраивало балы, концерты и выставки и говорило по-французски в Санкт-Петербурге, Москве и других городах империи, и крестьянами, которые росли в грязи и бедности, была огромной. После ускоренной урбанизации населения в ХХ веке сейчас в селах России проживает всего 19% граждан. Государственные институты пытаются оживить село, но процесс продвигается медленно и непросто.В 70-е годы ХIХ века русский крестьянин с подозрением относился к либеральному городскому населению, так называемым народникам, которые ехали в села, чтобы "образовывать" народ. А уже во втором десятилетии ХХ века благодаря щедро финансируемой из-за рубежа коммунистической пропаганды и ощущения полной вседозволенности русский крестьянин был готов бороться за "правду" и без зазрения совести грабил богачей. Русское крестьянство, которое долго вместе с суевериями хранило традиции и ценности православного христианства, тогда, больше насильно, чем добровольно, образовало основу Красной армии и послевоенного советского порядка. Наконец, русскому крестьянству окончательно сломали хребет раскулачиванием, голодомором, конфискацией земли и формированием совхозов и колхозов. Сталин бросил все силы и средства на скорейшую индустриализацию страны. И хотя сейчас кажется, что исконных сил русского крестьянина больше нет, они, несомненно, сохранились в глубине души каждого русского человека, где бы он ни жил и чем бы ни занимался. Вполне возможно, что положительные качества русского крестьянина, такие как простота, нравственность, набожность и кротость, вскоре снова выйдут на первый план и принесут коренные изменения, повлияв на весь славянский мир.— Русские светские святые с ХIХ века — это интеллектуалы. Что представляет собой интеллигенция в русском революционном понимании? Есть ли в ее стремлении к праведности что-то от светского христианского идеала?— Чтобы назвать кого-то интеллектуалом, недостаточно, чтобы он был просто умен и образован или чтобы он публично высказывал свои идеалы и мысли. Этот человек должен быть политически независим, не склоняться к власти из-за личной выгоды и быть ее конструктивным критиком. Поскольку в ХIХ веке Россия была автократическим государством, идеологически связанным с Русской православной церковью, первые русские интеллектуалы, вдохновленные либеральными идеями Запада, придумывали способы, как его подорвать и сломать. Поскольку из-за цензуры они не могли откровенно писать на политические темы, главными популяризаторами идей социального прогресса и неминуемой смены монархии "демократическим" правлением в этот период были литературные критики, такие как Белинский, Герцен, Добролюбов и Писарев. По иронии эта борьба за справедливость принесла намного меньше справедливости после революции, поскольку коммунисты установили куда более жесткую цензуру, грабили, преследовали и уничтожали, борясь с политическими противниками. Противостояние официальной политике пером и мнением переросло в ХХ веке в террор против собственного населения.Стремление интеллигенции к справедливости, на первый взгляд, есть нечто общее с христианскими идеалами, но различий все же больше и они значительнее. Прежде всего, в основе социализма и марксизма — безбожный, чисто материальный взгляд на мир. Современные психологи утверждают, что главный мотив в борьбе за общественную справедливость — желание человека повысить нравственную ценность в собственных глазах, и человеку нравится представлять себя борцом за равноправие. Однако эти представления общи и абстрактны и не связаны с любовью к ближнему. Как утверждал епископ Василий Кинешемский, нет общего, единого для всех счастья. Есть совокупность счастья каждого, и никакими изменениями политического и социального устройства этого не достичь. Единственный путь — духовное преображение.Советская власть вступила в открытую борьбу с правом человека на свободное выражение собственного мнения. Самые известные интеллектуалы подверглись гонениям и были объявлены диссидентами. Современная Россия все еще постепенно освобождается от 70-летнего страха, принуждений и конформизма. Поскольку сейчас Россия испытывает огромное давление западного империализма, полная свобода опять невозможна, так как со временем она, несомненно, привела бы к распаду общества, которое худо-бедно, несмотря на мощное сопротивление, сохраняет традиционные и семейные ценности.— Насколько архетипическое в любой культуре, включая русское, может сохраниться в период искусственного интеллекта?— Думаю, что развитие искусственного интеллекта не может основательно изменить суть человека. Из-за снижения физической активности и последующего добровольного, ежедневного погружения в массу информации, чаще всего поверхностной и безвкусной, современный человек в последние десятилетия стал более бесчувственный, апатичный и равнодушный, чем был раньше. Мы движемся в сторону духовного и даже интеллектуального регресса, который для многих завершится трагически. Но наше бытие состоит из прежних элементов, и наши судьбы всегда будут зависеть от индивидуального труда и усилий. Хотя мы склонны отождествлять себя с народом, полом, расой, возрастом или социальным слоем, к которому относимся (и все это, конечно, очень важно), но в итоге все мы будем отвечать исключительно за собственные поступки и действия в течение жизни на земле. В какое время мы ни жили бы — а наша эпоха, конечно, полна неприятных, неожиданных и коварных искушений, — оправданий для совершенного зла нет и не может быть. Правда есть, но не произвольная, людская, а истинная и Божья.Автор: Владимир Дмитриевич (Владимир Димитријевић)
/20240315/rossiya-268264540.html
/20240303/247053242.html
россия
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2024
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/23553/37/235533783_109:0:1886:1333_1920x0_80_0_0_1f334885cbb210b166e7fedaac958995.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
общество, россия, христианство, культура, печат