Москва – Россия в среду резко отклонила призывы к новым санкциям против Ирана, которые были предложено после выхода нового доклада ООН о предположительной иранской активности в ядерной области, что стало сигналом отхода Кремля от сотрудничества по Ирану, которое было одним из знаковых моментов «перезагрузки» в отношениях с Соединенными Штатами.
«Мировое сообщество будет рассматривать вариант дополнительных санкций против Ирана как инструмент смены режима в Тегеране, - заявил заместитель министра иностранных дел России Геннадий Гатилов, в комментариях информационному агентству «Интерфакс». - Такой подход неприемлем для нас, и российская сторона не намерена рассматривать подобное предложение».
Еще по теме: Россия не поддержит новые санкции против Иранa
Позднее в среду появилось официальное заявление Министерства иностранных дел, в котором была также проиллюстрирована негативная реакция России на доклад, распространенный днем ранее Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), который был охарактеризован Соединенными Штатами и их европейскими союзниками как значительная новая критика иранской ядерной программы.
Российское заявление, напротив, назвало доклад «компиляцией хорошо известных фактов, которым была придана политическая интонация».
В заявлении было сказано, что «авторы доклада прибегают к предположениям и подозрениям, и жонглируют информацией с целью создания впечатления, что иранская ядерная программа имеет военный компонент».
Россия заняла гораздо более непреклонную позицию, чем Китай, который, как и Россия, является важным торговым партнером Ирана и имеет право вето в Совете Безопасности ООН. Китай заявил в среду, что он продолжает изучать доклад, и ограничился в своем комментарии призывом ко всем сторонам «продвигать диалог и сотрудничество».
Подробности: Иран рассчитывает на Москву и Пекин, чтобы ослабить международное давление
Отклонение Россией доклада было «более сильным, чем я ожидал», - заявил Клифф Капчан, старший аналитик в консультационной компании Eurasia Group.
«Россия решила разумно идти в ногу с США, а ее реакция сегодня резко отвергает американскую политику, - сказал он.
- Российская точка зрения заключается в том, что этот доклад раскрыл детали, не сделал выводов, отдалил стороны от дипломатии и не является конструктивным».
Российская позиция может частично отражать давнее чувство обиды на резолюцию Совета Безопасности ООН по Ливии в первые недели восстания против полковника Муаммара Каддафи. Россия воздержалась при голосовании по этой резолюции в марте, согласившись не использовать свое право вето.
Но российские лидеры подвергли суровой критике натовские бомбардировки, которые последовали за этим, и которые, как считают многие, помогли повстанцам в Ливии свергнуть полковника Каддафи. С российской точки зрении, кампания вышла далеко за рамки мандата, выданного резолюцией ООН, и это усилило подозрения Кремля, что западные державы на самом деле стремились добиться смены власти в Ливии.
Премьер-министр Владимир Путин был особенно критичен, заявив, что видеозапись, на которой демонстрируется жестокое обращение с полковником Каддафи, который в итоге был убит повстанцами 20 октября, «невозможно смотреть без отвращения». Росси долго сопротивлялась санкциям против Сирии, где восстание также угрожает власти, а также санкциям против Ирана.
Хотя Кремль выразил недоверие по отношению к ядерным мотивам Ирана и дал согласие на четыре набора санкций ООН в 2010 году, он сделал это с неохотой, и только после того, как западные союзники согласились на уступки, ограничив масштабы этих санкций.
Чтобы заполучить поддержку России, администрация Обамы сняла американские санкции в отношении нескольких российских экспортеров оружия, и согласилась не запрещать продажу современных российских зенитных систем Ирану.
Эти шаги были сделаны на фоне выраженного потепления в отношениях между Москвой и Вашингтоном, которое сейчас выглядит ослабевающим на фоне политических сдвигов в обеих странах.
Россия в первый раз официально раскритиковала доклад ООН во вторник, еще до того, как текст его был распространен. Заявление МИДа России озвучило подозрения, что доклад представлял собой «ни что иное как намеренное – и контрпродуктивное – нагнетание эмоций».
В среду министр иностранных дел Сергей Лавров и его заместитель провели встречи в Москве с Али Багери, заместителем генерального секретаря иранского Верховного национального совета безопасности. Заявление, опубликованное на сайте министерства, гласило, что официальные лица обсудили иранскую ядерную программу, но не привело никаких подробностей.
Некоторые комментарии вызвали опасения, что опубликование доклада может подготовить почву для атаки на Иран. Законодатель от «Единой России», правящей партии в России, в среду сравнил доклад ООН с неполноценными и небезупречными данными разведки, обнародованными администрацией Буша в преддверии вторжения в Ирак в 2003 году, в которых предполагалось, что иракский лидер Саддам Хусейн разрабатывает незаконное оружие.
Это «во многом напоминает мне о том, что произошло несколько лет назад в Ираке», - сказал депутат Игорь Баринов, который является членом комитета по обороне нижней палаты парламента, в комментарии, опубликованном на партийном вебсайте. «В подобных обстоятельствах мы должны, в рамках совместных усилий с китайцами, попытаться предотвратить развитие событий по афганско-иракскому сценарию».
Эндрю Качинс, директор программы по России и Евразии в Центре стратегических и международных исследований, заявил, что российское руководство может вернуться к более жесткому внешнеполитическому языку, который был стандартом до 2008 года, до того, как к власти в Кремле пришел Дмитрий Медведев.
«Тональность с Медведевым во главе была совершенно иной, а эта уже реально напоминает классического Путина», - сказал г-н Качинс.
«То, что русские вновь столь энергичны и воинственны в риторике, в то время как китайцы, которые настолько же, если не более, несогласны, так себя не ведут – все это возвращает парадигму, господствовавшую несколько лет назад», - сказал он.