Ожидаемое приглашение России присоединиться к Всемирной торговой организации в следующем месяце разожгло дебаты в Конгрессе по законопроекту, касающемуся нарушений прав человека и торгового права в России, которые могут повредить американскому бизнесу.
Дебаты по поводу наказания российских нарушителей прав человека и аннулирования закона о торговле времен холодной войны являются испытанием для «перезагрузки» администрации Обамы в отношениях с бывшей советской республикой.
Будучи членом ВТО, Россия получит регулируемый доступ на рынки США, даже несмотря на то, что Москва отступила от демократических реформ, расправляясь с инакомыслящими, ограничивая оппозицию и прессу.
Россия угрожает прекратить сотрудничество с США по санкциям против Ирана и афганскому транзиту, если США примет предложенный проект Закона Сергея Магнитского о подотчетности.
Читайте также: Канада не даст виз чиновникам из «списка Магнитского»
Поддержанный обеими партиями законопроект предлагает запрещать США выдавать визы российским чиновникам, замешанным в нарушениях прав человека, и замораживать активы, которые они держат в Соединенных Штатах.
Закон, названный по имени российского адвоката-правозащитника Магнитского, который был арестован и замучен до смерти в 2009 году, также требует от Государственного Департамента придать черный список гласности и отвечать на запросы Конгресса по именам, отсутствующим в списке.
Россия пригрозила принять ответные меры в форме собственного черного списка, ориентированного на американских должностных лиц, участвующих в уголовном преследовании граждан России, таких как торговец оружием Виктор Бут и нарко-контрабандист Константин Ярошенко.
Президент Обама и госсекретарь Хиллари Клинтон не сделали никаких публичных заявлений по Закону Магнитского, но высокопоставленные представители администрации в частном порядке предупредили сторонников законопроекта, что реакция Москвы на его принятие может иметь негативные последствия.
Помощник сенатора-демократа, поддерживающего законопроект, сказал, что чиновники администрации выступили против него «как можно тише потому, что ... все действия наших законодателей сводятся к заявлениям: "Если вы в массовом порядке нарушаете права человека, вы не должны иметь привилегию получения американской визы, и если вы помещаете ваши грязные доходы в нашей банковской системе, мы будем замораживать их"».
«Мы знаем, что министерство внутренних дел России категорически против этого - мы ожидаем этого, но, на мой взгляд, наши единственные реальные противники – это коррумпированные российские чиновники и те, кого им удается запугать, коими могут быть определенные люди в Госдепартаменте», — сказал помощник.
Законопроект, предлагаемый сенатором-демократом Бенджамином Кардином (Benjamin L. Cardin) от штата Мэриленд, получил поддержку 26 сенаторов – 14 республиканцев, 11 демократов и одного независимого.
Читайте также: Визовая конфронтация: СМИ о «контрсписке Магнитского»
Сенатор-демократ от Массачусетса и председатель сенатского комитета по международным отношениям Джон Керри (John F. Kerry) не установил дату рассмотрения законопроекта в комитете.
Но он сказал Washington Times: он рад июльскому заявлению администрации, что она будет отказывать в выдаче виз российским должностным лицам, причастным к делу Магнитского.
«Уважение прав человека является краеугольным камнем нашей внешней политики, — сказал г-н Керри. — Комитет глубоко обеспокоен тем, что случилось с Сергеем Магнитским, и я решительно поддерживаю решение администрации использовать свои полномочия для запрета на въезд в США нарушителям прав человека».
Предложение о введении новых протекционистских мер в связи с нарушением в России прав человека появилось в то время, когда администрация стремится к отмене старых, в частности, поправки Джексона-Вэника (Jackson-Vanik) от 1974 года, которая запрещает нормальные торговые отношения со странами, ограничивающими свободную эмиграцию.
Представители администрации предупредили, что непринятие отмены поправки Джексона-Вэника в отношении России помешает американскому бизнесу воспользоваться всеми преимуществами своего членства в ВТО. Экономика России, оцениваемая в 2,2 триллиона долларов в год, занимает седьмое место в мире.
Учитывая крах демократии в России, некоторые представители администрации, в том числе Майкл Макфол (Michael McFaul), назначенный послом в Россию, однако, признают необходимость замены поправки Джексона-Вэника на закон о правах человека.
«Давайте примем другой закон, — сказал г-н Макфол в апреле. — Называйте его законом Джексона-Вэника – 2011».
Читайте также: Заменим поправку Джексона-Вэника на закон Магнитского?
Но на просьбу прокомментировать документ сенатора-республиканца от штата Индиана Ричарда Лугара (Richard G. Lugar) г-н Макфол вернулся к заявлениям администрации, сказав, что поправка Джексона-Вэника «выполнила свою историческую цель и помогла тысячам евреев эмигрировать из Советского Союза», и пообещав, что США будут продолжать финансировать российские группы гражданского общества и поднимать вопросы прав человека перед российскими чиновниками.
Павел Ходорковский – сын Михаила Ходорковского, нефтяного магната, финансировавшего российскую оппозицию до заключения в тюрьму в 2003 году, рассказал The Times, что он поддерживает постепенное освобождение России от Джексона-Вэника, но только если будет принят Закон Магнитского.
По его словам, российская оппозиция внимательно следит за судьбой законопроекта.
«Он воспринимается, вероятно, как одна из немногих вещей сегодня, способных извне подтолкнуть страну в правильном направлении, поскольку очень мало реальных рычагов, которые могли бы быть использованы правительствами иностранных государств для оказания влияния на происходящее сегодня в России», — сказал г-н Ходорковский, посетовав, что «интересы прав человека были оттеснены» после перезагрузки.
Маневрирование вокруг Джексона-Вэника и Магнитского происходит на фоне продолжающегося конфликта России с соседней Грузией по поводу независимости ее мятежных провинций Абхазии и Южной Осетии.
Читайте также: Россия и ВТО: закулисье переговоров с Грузией
Грузия прекратила 10 ноября препятствовать присоединению России после того, как стороны при посредничестве Швейцарии подписали договор, обеспечивающий международное наблюдение для отслеживания передвижения товаров между Россией и двумя регионами.
Замминистра иностранных дел Грузии Серги Капанадзе, который представлял Грузию на переговорах, сообщил The Times: он считает, что вступление России в ВТО может послужить интересам Грузии.
«Мы счастливы, мы получили это соглашение, потому что [международный мониторинг] является тем, чего мы добивались, — сказал он. — Важно, что Россия вступит в ВТО, потому что все нынешние торговые споры и связанные с торговлей вопросы теперь могут быть рассмотрены в рамках механизма ВТО по урегулированию споров».
Россия будет приглашена стать 154-м членом ВТО на министерской встрече организации, которая открывается в Женеве 15 декабря. Членство России станет официальным через 30 дней после ратификации ее парламентом, что, скорее всего, произойдет в начале следующего года.