У нас всегда были большие чувства. А теперь мы, наконец, учимся думать на улицах и площадях? Скептический комментарий по поводу новейшей российской революции.
Владимир Путин – смелый человек. После многочисленных демонстраций, во время которых вся Россия вышла на улицы, после митинга 10 декабря на Болотной площади в Москве, в котором приняли участие тысячи человек, он в прямом телевизионном эфире беседовал с народом и заявил на всю страну, что вышедшие на улицу люди якобы получили за это деньги.
Какой сюжет для небольшого рассказа! Сколько они получили? От кого? И как? Судя по всему, агенты Хиллари Клинтон через подставных лиц из числа российской оппозиции мешками доставляли деньги в Москву, а затем из сколоченных на скорую руку импровизированных касс раздавали конверты с купюрами – на Болотной площади, прямо у Кремля. А те, кому ничего не досталось, кусают теперь локти. «Все получили деньги, а я нет!» А, может быть, организаторы митинга, как это часто бывает в России, все положили в собственный карман и не поделились с народом? В таком случае надо срочно организовывать показательный процесс, на котором жулики будут призваны к ответу!
Такова ментальность наших правителей: одной фразой им удается создать себе большое количество новых врагов. Это, на самом деле, оскорбительно: люди выходят на улицу для того, чтобы протестовать против нечестных выборов, а им говорят, что их подкупили. Хотя государственная власть знает, что делает. Она обращается к миллионам телезрителей, а не к паре десятков тысяч демонстрантов, и первые, уткнувшиеся в экран телевизоров в отдаленных деревнях и селах, немало удивляются по поводу полученных ими новых знаний: «Так вот как это было! То есть их подкупили американцы! Мы и сами сразу так подумали!»
Еще по теме: Путин обвиняет США в провоцировании протестов
Из приведенного эпизода можно вывести всю философию современной российской политики, в том числе и философию традиционного российского консерватизма. В этом нет вообще ничего нового, если не считать использования телевидения как инструмента пропаганды. Власть имущие в России всегда стремились к союзу с народом, к тому же делали они это через голову образованных сословий, зараженных бациллами европейских ценностей. Они не питали иллюзий по поводу реальных возможностей народа, они в большей мере создали миф об идеальном народе, который по своим духовно-душевным качествам является, по их мнению, самым значимым в мире. На этой основе развивался русский национализм всевозможных мастей, и именно его государственная власть использует в качестве барьера, препятствующего развитию либеральных идей.
Тем не менее лучшим другом российской государственной власти является бюрократия, которая на поверку оказалась ненадежным другом, поскольку она любит получать деньги и самоутверждаться больше, чем государственную идеологию. Бюрократии в партии и в экономике ведут режим к катастрофе. Так было при царях и при коммунистах. Так происходит и сейчас.
Еще по теме: Кремль смягчает тон в отношении оппозиции
В определенный момент механизм российской государственной власти разрушается, поскольку в нем заложено внутреннее противоречие между мессианскими устремлениями и наглым воровством чиновников. Государственная власть создает криминальную энергию и переходит к самообороне, поскольку она понимает, что при радикальной смене режима ее могут привлечь к суду. Сегодня мы являемся свидетелями первого толчка недовольства, и это недовольство не оппозиции, а населения крупных городов, прежде всего среднего класса и молодежи. Протест на Болотной площади имел не революционную, а моральную основу. Людям стало невыносимо то, что их обманули во время выборов, и они потребовали пересмотра их результатов. И если теперь этим нравственным гражданам говорят, что их мораль продажна, то это только усиливает революционный порыв в России.
В настоящее время в оппозиционных кругах обсуждается вопрос о том, следует ли вести диалог с властью или надо добиваться ее свержения. Есть люди, склонные к компромиссу, а есть и непримиримая оппозиция. Недавно ко мне зашел мой коллега Эдуард Лимонов, считающийся одним из лидеров непримиримой оппозиции. Это было перед митингом на Болотной площади. Я скептически высказался тогда по поводу его мнения о том, что настроения среди молодежи созрели для протеста – и я ошибся. Однако митинг на Болотной площади показался ему слишком «разрешенным», и он заявил, что у него украли революцию. Честно говоря, я был этому рад.
Я убежден в том, что последствия подобной революции в России были бы катастрофическими. Государственная власть знает, что непримиримая оппозиция хочет ее свергнуть и предать суду, и поэтому революционный сценарий может привести к кровавой бойне. Волны революции на сей раз гонят к нам не коммунистическую, а националистическую утопию, мечту о великой российской империи – все это вызывает ужас у наших соседей, во всей Европе и во всем мире.
Непримиримая оппозиция также не выносит власть имущих, как и сторонники компромисса, то есть той политической силы, которая готова к диалогу с Кремлем. Среди них попадаются совершенно разумные люди вроде успешного предпринимателя Михаил Прохорова, который, судя про всему, будет кандидатом на предстоящих президентских выборах и которого его противники постоянно называют олигархом.
Среди нашей общественности постоянно бродят разного рода призраки. Они убеждают нас в том, что богатые люди, миллиардеры, не могут представлять наш народ. Вместе с тем при ближайшем рассмотрении оказывается, что на протяжении всей нашей истории наш народ представляли обладавшие миллиардными состояниями цари. Когда Ленин, а затем Сталин захватили власть, они завладели национальным достоянием и также стали миллиардерами, и у них при этом не было никаких проблем и никакого страха по поводу того, что они представляли народ. Понятно, что сегодня лидеры всех партий (коммунист Геннадий Зюганов, популист Владимир Жириновский и другие), стремящиеся стать президентами, если и не являются миллиардерами, то все равно относятся к категории денежных мешков.
Читайте еще: Блогер, эколог, коммунист - молодая гвардия новой оппозиции
Прохоров – свежее лицо в большой политике, это человек, добился блестящих результатов благодаря своему труду, и ему ничего не нужно от других людей. Некоторые говорят, что Прохоров договорился с Кремлем, но я считаю, что, скорее, он нужен Кремлю, чем наоборот. Кремль совершенно точно знает: если он выставит на выборах только старые лица, его будут безжалостно освистывать.
Прохоров согласен с власть предержащими относительно введения капитализма. Однако решающее различие состоит в том, что государственная власть ввела «грязный» капитализм сомнительного происхождения, капитализм конкретного применения, необходимый ей для выживания, тогда как Прохоров, в отличие от этого, считает, что наша страна может построить высококлассный капитализм и при этом не развалиться. Правители в России убеждены в том, что люди способны понять только дешевую популистскую идеологию, а установить контакт с народом, по их мнению, это просто легкая прогулка. Вместе с тем Прохоров вряд ли будет разоблачать недостатки системы – ему это не надо, и достаточно лишь упомянуть о недоверии власть имущих к народу для того, чтобы вступить в диалог с образованными кругами. «Внепарламентская» оппозиция хочет загнать власть в угол и в лучшем случае предложить ей капитуляцию. Тогда как готовность Прохорова выступать на одном поле вместе с представителями власти свидетельствует о том, что он оставляет все варианты открытыми.
А теперь перейдем к вопросу о том, кто нарушает правила игры. Естественно, это делают все. Мне кажется, что правила постоянно нарушаются. Мы все бредем по колено в крови: хотя мы никого не убили - к нам прилипает кровь наших предков, которые были убиты или сами убивали других. Если мы вновь хотим пустить кровь нашему народу, нашим элитам или нашей интеллигенции, то тогда гибель нашего генофонда станет уже необратимой.
То есть, только игра – и никакой стрельбы на поле брани. Я являюсь сторонником диалога, хотя мне – как и многим другим россиянам – кажется, что были допущены непростительные ошибки. Но сначала мы должны сделать шаг вперед, а затем пройти еще пару шагов, и только тогда мы сможем обернуться и посмотреть назад. Так сделали испанцы после Франко. И пусть тогда нас судит история.
Общенациональной морали не существует, и поэтому приходится довольствоваться ситуационно обусловленной моралью. Но вернемся к богатым. В России их никто не любит, но когда дочь какого-нибудь бедняка выходит замуж за богатого, то он, бедолага, все тогда прекрасно понимает. То есть, это вопрос психологии. Здесь идет речь просто о человеческой ревности. Нам еще только предстоит преодолеть ревность и зависть.
Смотрите по теме: Предложено vs сделано из посланий Медведева
Проблема, с которой мы постоянно сталкиваемся в нашей стране, состоит в том, что наши правящие элиты всегда хотели, чтобы народ был необразованным, и душили его аналитические способности. Они давали нам возможность немного почитать Пушкина и немного изучить математику, тогда как аналитическое мышление преподавалось только в тех учебных заведениях, где ковались кадры для КГБ. Нашему народу не хватает образования, необходимого для того, чтобы понять суть событий и сделать из этого соответствующие выводы. Интеллектуальный уровень является настоящей проблемой. Живой народ, полный вдохновения, однако без какой-либо способности к анализу. Эта проблема должна быть решена, однако у нас этим никто не занимается. Вместо этого укрепляется архаическое сознание, и люди пытаются опереться на корни: что бы ни делали наши предки, все было правильно. Но, размышляя о своих традициях, мы находим не сегодняшние ответы на сегодняшние вопросы, а те, которые в лучшем случае позволяют выжить – не более того.
Наша правящая элита не заинтересована в разумном и умном народе. Она заинтересована в послушном народе, в народе, готовом служить. Никакого социального договора, только служба государству, которое по своему усмотрению может что-то дать, а может и не дать. Это примитивное, архаичное общество. Отношение к богатым также представляется игрой устарелых страстей: если ты богат, то ты чужой, а если ты чужой, то тебя надо сожрать. Архаическое общество основано на принципе свое против чужого, верхи против низов и так далее. Поэтому нельзя сказать: этот человек заработал много денег и его следует уважать, при условии, конечно, что он сделал это честно, и теперь я сам займусь зарабатыванием денег.
Нам нужны ответственные люди. Нам надо выбраться из болота. Однако власть имущие нам твердят: нет никакого болота. Если не называть проблемы, то невозможно будет ими заняться и их решить. Но как их решать?
Владимир Путин – смелый человек. Независимо от своей падающей популярности, он убежден в том, что Россия нуждается в нем как в президенте больше, чем в ком-либо другом. Как бы быстро Россия ни начала меняться, сильно она до намеченных на март президентских выборов не изменится. И Путин на них победит. Возможно, после своей победы он предложит Прохорову важный государственный пост.