В начале 1990-х годов, когда я пришел в журналистику, Ближний Восток также был важнейшей повесткой дня дипломатии.
Водная проблема и трансграничные воды, палестинское дело, война в Персидском заливе, Северный Ирак / операция «Утешение», Иран — эти темы всегда были горячими.
Приступив к работе в нашей газете, каждый день я начинал с того, что штудировал работы старших коллег — Мехмета Али Биранда (Mehmet Ali Birand), Дженгиза Чандара (Cengiz Çandar). Анализы Фаика Булута (Faik Bulut) по Палестине я читал на одном дыхании. Я подчеркивал какие-то тезисы, некоторые статьи откладывал в свой архив. В тех статьях и анализах я нашел очень много ключей к пониманию ситуации.
В дальнейшем в мой список для чтения вошли Седат Эргин (Sedat Ergin), Мурат Еткин (Murat Yetkin), Соли Озель (Soli Özel), Семих Идиз (Semih İdiz). Информационно насыщенные статьи, просвещающие анализы, охват разных точек зрения — это было поучительно не только для нас, молодых журналистов, но и тех, кто управлял дипломатией страны.
Прочитав опубликованную в среду 31 января статью Седата Эргина под названием «Почему Россия помогает Турции в Сирии», я почувствовал себя счастливым от того, что эта школа в колумнистике до сих пор сохранилась, и посчитал нужным сделать такое вступление.
Путин желает проведения операции и в Манбидже
Семь представленных в статье пунктов совершенно четко показывают, что Россия одним выстрелом убивает семь зайцев, учитывая позицию, на которую она поставила Турцию в сирийском уравнении, и большие силы, с которыми Турция вышла на поле боя.
Россия набирает силу перед США, отдаляет Турцию от Вашингтона и привлекает ее на свою сторону, оставляет Отряды народной самообороны (YPG) — главный козырь США — без одной из опор. Кроме того, когда весь мир сосредоточен на Африне, Россия к югу от него помогает Асаду взять в свои руки Идлиб — последнюю крепость оппозиции, после оппозиции ослабляет и YPG/Рабочую партию Курдистана (РПК), гарантируя своему союзнику Асаду единоличную власть в Сирии, и снова обеспечивает сближение Турции и Асада. Это лишь некоторые из получаемых Россией преимуществ…
С точки зрения российских дипломатов продвижение Турции через Манбидж до иракской границы не представляется реалистичным, но если ВС Турции зайдут совместно со Свободной сирийской армией (ССА) в Манбидж, это будет самый большой удар, нанесенный США в Сирии. А тот факт, что после телефонных переговоров президентов Эрдогана и Трампа Белый дом озвучил вероятность столкновения турецкой и американской армий, рассматривается в Москве как попытка США препятствовать возможной операции ВС Турции в Манбидже, пока она находится на стадии идеи.
Россия обладает неприкосновенностью?
Да, сейчас Анкара пылинке не дает сесть на Россию. Справедливо реагируя на заявления американской армии, которая поддерживает РПК в Сирии, обучает террористов и снабжает их оружием, мы даже не обсуждаем действий России…
Например, официальный представитель министерства иностранных дел России Мария Захарова на брифинге 31 января заявила, что за десять дней боевых действий в рамках операции в Африне есть погибшие среди мирного населения. Захарова этим не ограничилась. Она также выразила озабоченность ходом операции и призвала «стороны» к сдержанности, едва ли не приравняв Турцию к YPG. Захарова говорила это со знанием того, что международные агентства на весь мир растиражируют эти заявления.
В то же время на территории России произошло еще одно событие. Почетное место в делегации Баас, принявшей участие во встрече по Сирии в Сочи, занимал Мирач Урал (Miraç Ural), которого Турция подозревает в причастности к террористическому акту в Рейханлы, объявила террористом и разыскивает по красному бюллетеню.
Вы поверили сказкам о том, что «в переданном Москве списке не было его имени, и люди Асада преподнесли сюрприз»?
Могла ли Москва, которая тщательно проверяет каждого ступающего на российскую землю иностранца, не знать о ком-то, кто приедет в Сочи особенно из Сирии?
Президент Тайип Эрдоган сказал, что ССА при поддержке ВС Турции продвинутся до Идлиба. При этом не ускользает от внимания то, что Россия, которая поддерживает выпад Эрдогана относительно Манбиджа, начинает ворчать, когда речь заходит об Идлибе. После того как Турция зачистит Африн от террористических очагов, похоже, возникнет истинное лицо России, которая желает быть единственной господствующей силой на востоке от реки Евфрат в Сирии.
Чтобы быть готовыми к тому дню, когда это произойдет, сегодня, делая какие-то шаги, мы должны прислушиваться к благоразумным анализам и конструктивной критике.