Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда 22 года назад распался СССР, россиянки мечтали сменить пролетарскую одежду на облегающие платья с блестками и туфли на шпильках, а коммуналку — на собственный дом. Все сошли с ума на почве роскоши. По стране прокатился ураган революции нравов: золушки превращались в принцесс в головокружительном темпе.

Стиль новых русских мы привыкли называть «богатым»: дорого, пышно, с выставлением на показ лейблов. Дома, дворцы, одежда. Это наполняло нас, поляков, приятным чувством превосходства: у нас европейский вкус, а они, в Азии, всегда любили излишнюю роскошь. «All money no taste», — говорили о российских предпочтениях на Западе.

Повод был. В 90-е годы на фотографиях можно было увидеть виллы олигархов или яхты Абрамовича, а документальный фильм «Рублевка» Ирены Лангеман (Irene Langemann) показывал молодых дам, заказывающих у модельеров очередную шубу, «потому что такой у меня еще нет». Позолоченные полы, хрустальные ванны в дворцах а-ля Версаль и тому подобное. В Москве никто уже не считал «Роллс-Ройсов». Кружили рассказы о русских клиентках, которые приходили в бутики на Лазурном берегу с полными чемоданами денег, о квартирах в Париже с непременным черным ходом, чтобы в любой момент оттуда можно было сбежать...

Все это — отнюдь не городские легенды. Когда 22 года назад распался СССР, россиянки мечтали сменить пролетарскую одежду на облегающие платья с блестками и туфли на шпильках, а коммуналку — на собственный дом. Все сошли с ума на почве роскоши. По стране прокатился ураган революции нравов: золушки превращались в принцесс в головокружительном темпе. По данным компании Boston Consulting Group, в России сейчас 180 тысяч миллионеров. В прошлом году объем рынка товаров роскоши составил 8,8 миллиарда долларов и по сравнению с 2011 годом вырос на 6%. Темпы роста не так высоки, как в Китае (2012 год — 18%), но значительно превосходят европейские показатели: люди в Европе уже пресытились благами и их сложно склонить к новым покупкам.

Показ Versace в рамках Недели моды в Милане


Читайте также: «Богатые русские» - миф 21 века


Как можно дальше от кича

Россия стала крупнейшим европейским рынком сбыта товаров класса люкс, которые теперь можно купить не только в Москве и Петербурге, но и в других городах или интернете. А клиенты — это сегодня уже не только олигархи и их семьи, но и средний класс. Они покупают сумки Hermes по десять тысяч долларов и платья Chanel по пять тысяч. Четыре магазина в Москве открыла компания Dior, в прошлом году возобновили или начали торговлю в столице Prada, Chanel, Miu Miu и Donna Karan. До сих пор прекрасно продаются товары бренда-иконы Versace, который ассоциируется с российской любовью к нарочитости. Клиентки благодарны, что он остался верен своему стилю.

Скромность никогда не была отличительной чертой стиля русских. Роскошь у них в крови. Гордость по поводу своей исключительность сопровождалась всегда тоской по Западу. Архитекторов и художников приглашали из Италии, но декором спроектированных ими дворцов занимались местные столяры, вносившие элемент русского стиля. Владимир Набоков в своих мемуарах «Память, говори» описывает дом своей семьи в Петербурге и деревенский дом матери. Набоковы были образованными и богатыми аристократами, и все убранство их жилища было привезено из-за границы: от ванны из Англии до мебели и картин. Только березы были там русскими...

Революция не смогла искоренить любовь к роскоши и изысканности, она лишь на несколько десятков лет приглушила этот аппетит. Тяга к излишествам осталась. Когда в Россию вернулся капитализм, а в результате дикой приватизации государственных богатств на рынок рекой потекли миллионы, этот зов снова заговорил в крови. Россияне всегда стремились демонстрировать миру свое превосходство.

Также по теме: Русские анклавы в Соединенном Королевстве

А что может быть его лучшим доказательством, как не роскошь? И неважно, что она часто граничит с кичем. Русских журналисток было легко узнать на модных парижских дефиле 90-х: наряды звериных расцветок, оборки, блестки, камни, яркие цвета и выставленные напоказ лейблы. Им нравились самые дорогие, самые яркие и самые облегающие вещи. Мир подшучивал над вкусами жен олигархов, а они не обращали на это внимания.

Мирослава Дума на показе американского дизайнера Каролины Эрреры в ЦУМе


Однако времена, когда требовалось сверкать золотыми ярлыками и усыпанными бриллиантами часами подходят к концу. Российские вкусы меняются. Нарочитость — это уже «passé». «Подобные вещи — это последнее, что бы я могла на себя надеть», — сказала журналу Bloomberg Мирослава Дума — икона стиля молодого поколения россиянок. Дочь юриста, бизнесмена и сенатора, бывший редактор журнала Harper’s Bazaar, которая ведет сейчас собственный модный портал Buro 24/7, стала лицом российской моды и постоянным гостем блогов Томми Тона (Tommy Ton) и Скотта Шумана (Scott Sсhuman), выискивающих модников на улицах европейских городов. По мнению Мирославы Думы, распространенное представление о пышной, дорогой и пестрой российской моде устарело: «Наш стиль упростился, мы выбираем более дешевые и скромные вещи». «Молодые россияне хотят как можно дальше уйти от кича», — рассказала она газете Daily Telegraph.

Дороже, чем в Милане

Свидетельством перемен стал успех нового поколения российских модельеров. 25-летняя Вика Газинская (подруга Думы) считается в этом списке «номером один». Ее коллекции — это уже не одежда в стиле «подружка бандита», а нежные и замысловатые платья, зачастую вдохновленные народными мотивами. Они прекрасно продаются несмотря на свою цену, которая начинается от полутора тысяч евро. Газинская уже открыла 20 магазинов в России и по одному в Париже, Гонконге и Нью-Йорке. Сейчас она ищет инвесторов, чтобы продолжить экспансию своей компании. «Бог наградил меня талантом», — скромно заявляет модельер.

Читайте также: Русские идут!

Еще одно дитя новой волны — это Елена Перминова: модель и подруга Александра Лебедева, которая занялась проектированием одежды в современном стиле. Романтичные платья и цветы Александра Терехова, смелые геометрические формы Ульяны Сергеенко, дебютировавшей в прошлом году в Париже, также демонстрируют, что стиль 90-х, заключавшийся в бездумном перенесении на родную почву всего заграничного, ушел в прошлое. Сейчас российская мода ищет собственный характер.

Россия не допустит, чтобы ее не замечали, впрочем, Запад всегда испытывал к ней слабость. Французы обожали Достоевского и Горбачева, а Путин совершенно им не мешает. Россия для французов — это экзотичная и романтичная страна. Сейчас блогеры ищут элегантных россиянок на парижских улицах, а Вера Вонг (Vera Wang) и Карл Лагерфельд (Karl Lagerfeld) черпают вдохновение для своих коллекций в тундре. Стиль, отсылающий к матрешкам или советскому конструктивизму, остается востребованным.

Показ коллекции Valentin Yudashkin сезона осень-зима 2010-2011


Состоявшийся в июне в Варшаве показ коллекции Валентина Юдашкина заставляет, однако, задаться вопросам, действительно ли россияне отказались от «богатой» моды. 50-летний модельер не отличается минимализмом. Друг экс-супруги Путина принадлежит к истеблишменту российской моды, одевая звезд и политиков. Благодаря его нарядам Светлану Медведеву неоднократно называли самой элегантной женщиной России.

Выпускник Индустриального техникума Юдашкин разработал 80 моделей формы для российской армии (вдохновленных «отечественными — как царскими, так и советскими — военными традициями»), а со своими коллекциями модельер объехал Париж, Милан и Нью-Йорк. «Платья, сотканные из женских мечтаний», — восторженно сообщала о варшавском показе польскоязычная версия «Голоса России».

Также по теме: Посткоммунистический коллективизм коммуналок

Придется ли зарубежным модельерам уступить место российским маркам? Пока западные модные магнаты чувствуют себе в России прекрасно. В первую пятерку поставщиков московской элиты входят Gucci (по данным консалтинговой компании Euromonitor, в 2011 году объем продаж этой марки составил там 200 миллионов долларов), дальше идут Donna Karan, Louis Vuitton, Hermes и Prada. В ЦУМе — российском аналоге нью-йоркского Barneys или Harvey Nichols — работают отделы шуб и шикарного белья итальянских и французских марок. «Россия — прекрасное место», — говорит директор Дома Dior Дуглас Мэндел (Douglas Mandel). «С 2000 года площадь магазинов с товарами класса люкс увеличилась в четыре раза. Россиян не смущает, что цены в Москве в полтора раза выше миланских, парижских или нью-йоркских. Они любят иметь все самое лучшее. Какая разница, что все так дорого, раз они могут себе это позволить?», — добавляет он.