Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Стратегия, необходимая для противостояния попыткам Путина расширить влияние России за ее пределами и запустить там процесс перемен, больше всего похожа на доктрину «сдерживания», которой западные политики руководствовались на протяжении четырех десятилетий холодной войны.

Нет установленного промежутка времени, через который журналистика уступает дорогу истории, но обычно историки пишут с преимуществом перспективы, которая отражает прохождение лет, десятилетий или даже столетий. Необходимо время, чтобы информация вышла в свет, мемуары были написаны, а важные события сыграли свою роль. То, что кажется относительно тривиальным сегодня, может впоследствии оказаться совершенно не таким, и также то, что кажется угрожающе огромным, впоследствии может потерять свою значимость.

Однако, к лучшему или к худшему, Запад не может позволить себе роскошь ждать, чтобы понять смысл последних событий на Украине, просто потому, что не существует никаких гарантий того, что события в Крыме являются уникальными. Тысячи российских солдат остаются на восточной границе Украины; каждый день появляются новые сообщения о беспорядках внутри Украины, многие из которых якобы подстрекаются Россией.

Таким образом, мы должны действовать быстро, чтобы понять, что недавние события говорят о России, ее президенте Владимире Путине и международном порядке. И не менее важно быстро применить полученные уроки на практике.

Путин хочет вернуть России, как он считает, ее законное место в мире. Он искренне негодует из-за того, что он расценивает как унижения, пережитые со времен окончания холодной войны, в том числе распад Советского Союза и расширение НАТО на восток – хотя он никогда не признает, что Россия фактически проиграла холодную войну.

В то же время Путин озабочен увековечиванием собственного правления и обеспечением того, чтобы его не постигла участь бывшего украинского президента Виктора Януковича, который был его ставленником в Киеве. И он отчетливо понимает, что восстановление былого величия России является целью, которую разделяют многие его соотечественники. Внешняя политика хороша и для формирования хорошей внутренней политики.

В результате, от Путина можно ожидать продолжения вмешательств в Украину до тех пор, пока у него будет такая возможность – и до тех пор, пока это служит его цели укрепления своей власти внутри страны. Западная политика должна быть направлена на подрыв этой стратегии.

Противодействие российскому вмешательству в Украину не является основанием для включения Украины в НАТО. Такой поступок либо потребует военной обороны Украины, что повлечет за собой огромные риски и трудности, либо навредит данным обязательствам, что создаст существенные сомнения у всего мира относительно доверия к Соединенным Штатам. Президент США Барак Обама был прав, описывая, скорее, как региональную, а не мировую державу – она сильна на своей периферии и от нее во многом зависит будущее Украины.

Тем не менее, у Запада есть несколько вариантов. Один заключается в экономическом и политическом укреплении Украины (помощь в проведении выборов, а также в формировании и обеспечении функционирования нового правительства). Поможет недавно оговоренный двухлетний пакет финансовой помощи в размере 27 миллиардов долларов, значительную часть которого профинансируют Европейский Союз и Международный валютный фонд. Помощь в вопросах безопасности должна делать акцент на разведке и полиции, чтобы Украина была менее уязвимой к российским попыткам сеять рознь и вызывать беспорядки.

Другой вариант заключается в подготовке нового раунда экономических санкций против России – намного более сильных, чем те, которые были применены после вторжения и аннексии Крыма Россией. Новые меры должны быть направлены на российские финансовые институты и ограничение ассортимента экспорта в Россию, а США и ЕС должны донести до Путина свое согласие в подобных санкциях, чтобы он понял полную цену, которую он заплатит за дестабилизацию Украины.

Также необходимо общественно-дипломатическое измерение для западной политики. Русские могли бы подумать дважды о поддержке внешней политики своего правительства, если бы они пришли к выводу, что это влияет на их уровень жизни. И они могли бы сильно удивиться, получив исчерпывающую информацию о личных богатствах Путина; это вопрос, который должен быть задокументирован и предан огласке.

Также могли бы быть приняты шаги по ослаблению энергетической удавки России на шее Украины и большинства стран Западной Европы. США, со своей стороны, могут начать экспорт нефти и увеличить свой потенциал экспорта природного газа. Европейцы могут принять меры по внедрению технологий, которые привели к буму добычи сланцевого газа в США, а Германия может пересмотреть свою позицию по ядерной энергетике.

Недавние события также должны служить тревожным сигналом для НАТО. Люди и правительства должны избавиться от утешительной иллюзии, что применение странами военной силы для получения территорий является анахронизмом. Европейские расходы на оборону и ее объемы необходимо увеличить, так же как и присутствие Америки в некоторых странах НАТО – то, что может быть достигнуто даже параллельно с увеличением присутствия США в Азии.

Стратегия, необходимая для противостояния попыткам Путина расширить влияние России за ее пределами и запустить там процесс перемен, больше всего похожа на доктрину «сдерживания», которой западные политики руководствовались на протяжении четырех десятилетий холодной войны. России, стране с всего лишь 143-миллионным населением, которой не хватает современной экономики, необходимо предложить возможность наслаждаться преимуществами международной интеграции, однако только в случае сдержанности в своих действиях.

Это не означает старт второй холодной войны. Однако есть веские основания для принятия политики, которая доказала свою эффективность в противостоянии стране с имперскими претензиями за рубежом и глиняными ногами дома.