Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Откажемся от сноса памятников и фальсификации истории!

© AP Photo / Alik KepliczСолдаты вооруженных сил Польши у памятника советским воинам в Варшаве
Солдаты вооруженных сил Польши у памятника советским воинам в Варшаве
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Текст Корнеля Моравецого, открывающий 147-й номер издания Gazeta Obywatelska, доставил мне большое удовольствие. Мы услышали наконец голос рассудка, протест против разрушения памятников. Победа Красной армии над вермахтом дала нам шанс на выживание. Мы можем осуждать коммунистическую идеологию, но нам придется констатировать: коммунизм не был направлен против поляков.

Текст Корнеля Моравецого (Kornel Morawiecki) (польский диссидент и политик — прим. пер.), открывающий 147-й номер издания Gazeta Obywatelska, доставил мне большое удовольствие. Мы услышали наконец голос рассудка, протест против разрушения памятников и так называемого антикоммунизма, позволяющего не анализировать историю (а поэтому ставшего сегодня настолько соблазнительным).


Моравецкий обращает внимание на принципиальные моменты: реальную оценку наших возможностей во Второй мировой войне, а также последствия, которые несла за собой победа гитлеровской Германии и советской России. Вывод, который он делает, очевиден: если бы победил Гитлер, сегодня от нас, поляков, не осталось бы и следа. Третий рейх мог предложить Польше только физическое уничтожение.


Победа Красной армии над вермахтом дала нам шанс на выживание. Мы можем осуждать коммунистическую идеологию и перечислять ее преступления, однако, нам придется констатировать очевидный факт: коммунизм не был направлен против какого-либо конкретного народа. В данном случае коммунизм не был направлен против поляков.


Коммунизм уничтожал все нации, а русский народ, которому довелось первым познакомиться с его «благодеяниями», пострадал от него сильнее других. В Катыни покоятся не только 4 500 польских офицеров, но и больше 10 тысяч представителей русского и других народов СССР, которые погибли от рук НКВД. Наши страдания, наше мученичество в эпоху коммунистического правления не были уникальным опытом. Мы разделили судьбу других наций, порабощенных этой дьявольской идеологий.


Именно об этом мы, поляки, легко забываем, вписывая историю Польши и польско-российские отношения после 1944 года в привычные схемы разделов страны и царизма, наделяя самих себя ролью «Христа народов». Это удобно и понятно. Такие образы тешат наше самолюбие и лечат комплексы, но они далеки от реальности. СССР не был Россией, хотя именно в таком обличье он старался предстать перед покоренными народами. На этот факт обращал внимание великолепный публицист Юзеф Мацкевич (Józef Mackiewicz), который сейчас впал у нас в немилость. Кто еще помнит его фразу: «СССР — это не Россия, а Россия — не СССР»?


В оценках прошлого в современной Польше сталкиваются две точки зрения. Одну сформулировал Корнель Моравецкий в вышеупомянутой статье, а вторую, противоположную, — публицист Ромуальд Лазарович (Romuald Lazarowicz). Он подверг Моравецкого критике и призвал «убрать советских истуканов».


В этой полемике я занимаю сторону Моравецкого. Я полностью согласен с его тезисом о том, что, несмотря на все неоспоримые негативные явления, советские преступления, тоталитаризм и политическое порабощение Польши, победа Красной армии позволила нам выжить. Победа Гитлера означала для нас смерть. Других вариантов не было. Американцы не горели желанием высаживаться на Висле. Мы можем вспоминать о всевозможных бедах, но (особенно с сегодняшней перспективы) мы видим, что победа Красной армии над Гитлером была для нас выгодной. Мы обрели свободу, в 2017 году это совершенно очевидно.


Ромуальд Лазарович напоминает, насколько разными были действия Красной армии во время Варшавского восстания и американцев во время Парижского. Однако у поляков в 1944 году не было шансов на высадку американцев. Лазарович упрекает Моравецкого, что тот забывает об этих фактах. Как это часто у нас бывает, он принимает желаемое за действительное, будто бы не обращая внимания на реальные обстоятельства и считая, что все обязаны руководствоваться нашим благом и нашими интересами. Но это, дорогой Ромуальд, не так. Сталин (по собственным соображениям) не был заинтересован в том, чтобы помогать Восстанию и главнокомандующему Армии Крайовой Тадеушу Коморовскому (Tadeusz Komorowski). Я понимаю, что он поступил отвратительно, но мы, поляки, в те немногие моменты, когда нам удавалось проводить самостоятельную политику, поступали точно так же. Пилсудский оставил на произвол судьбы Деникина, а потом Врангеля. Многие историки полагают, что таким образом он спас большевиков, а, значит, обрек на смерть миллионы россиян.


Историческая перспектива, если взглянуть на нее без нашего — по сути ребяческого — полоноцентризма, однозначно показывает, что в этом споре прав Моравецкий. Без миллионов россиян, которые отдали жизнь в борьбе с Гитлером, в том числе без 600 тысяч красноармейцев, которые погибли на польской земле, не было бы современной свободной Польши. Конечно, они воевали не за какую-то Польшу, но, если взглянуть с сегодняшней точки зрения, их победа для нас была благом.


Второй вопрос — это современность. СССР больше нет, есть Россия, кропотливо восстанавливающая свое государство и избавляющаяся от куда больших «наслоений» коммунизма, чем те, с которыми имеем дело мы. Памятники для россиян — это отнюдь не «советские истуканы», а память о близких, которые погибли на польской земле, сражаясь с нашим общим врагом. Дорогой Ромуальд, неужели солдаты, которые боролись с нашим общим смертельным врагом, не достойны памяти? Неужели мы должны навязывать всем «единственно верную» польскую точку зрения?


Я так не думаю, поэтому добавлю к аргументам Моравецкого свои, относящиеся к современности. Сегодня эти памятники — уже не советские или коммунистические монументы. Это памятники, посвященные простым ребятам и девушкам — павшим на нашей земле Иванам, Борисам, Верам. Каждая российская семья кого-то потеряла, поэтому память об этой страшной войне стала для россиян чем-то святым. Имеем ли мы право попирать их святыни во имя, что тут говорить, сомнительного с современной точки зрения «антикоммунизма»?


Я думаю, что нет. Тем более что Россия (какие бы параноидальные заявления ни звучали из уст некоторых наших политиков) не выдвигает Польше никаких претензий и вряд ли будет представлять для нас угрозу. Крах коммунизма и распад СССР дали нашим народам прекрасный шанс на формирование добрососедских отношений и развитие сотрудничества во всех сферах. Сильные народы не руководствуются обидами и умеют проявлять великодушие, уважая чужие чувства так же, как свои собственные. У меня часто складывается впечатление, что с этим у нас, поляков, есть проблемы.


Так что давайте не будем сносить памятники, ведь такой шаг станет лишь проявлением исторического беспамятства и отсутствия политического рассудка. Аминь!