Что думают немецкие спонсоры об аспектах Олимпиады, подвергающихся критике? Одна туристическая фирма назвала российский закон о запрете пропаганды гомосексуализма «ужасным». В остальном, ответы проведенного газетой Sueddeutsche Zeitung опроса были идентичными. Случайность? Нет. Немецкий олимпийский спортивный союз (DOSB) проконсультировал крупных спонсоров на предмет того, как нужно отвечать на щекотливые вопросы.
Организованный немецкий спорт с удовольствием выполняет роль крупнейшего гражданского движения в стране. Кроме того, он на хорошем счету и в мире экономики. Даже тяжеловесы немецкой экономики ориентируются на Немецкий спортивный союз, когда речь идет о вопросах на тему Олимпийских игр в Сочи.
Когда в конце прошлой недели стартовал престижный проект Владимира Путина на Черном море, различные американские компании прямо или косвенно выразили свое отношение к принятому в России закону о запрете пропаганды гомосексуализма. В день начала Олимпиады Google на своей стартовой странице разместил логотип в виде радуги. Телекоммуникационный концерн AT&T назвал закон «травмирующим». Характерным этот факт был еще и по той причине, что концерн является спонсором Олимпийского комитета США.
Газета Sueddeutsche Zeitung провела опрос среди крупнейших партнеров немецкой олимпийской сборной, узнав, как они комментируют критические оценки, как относятся к этой теме и какие шаги они хотели бы увидеть со стороны Немецкого олимпийского спортивного союза и МОК.
Ответы были самые разные. Туроператор Dertour сказал, что закон и сложившаяся в связи с ним ситуация «ужасная и более чем щекотливая». В Lufthansa сообщили, что компания не дает комментариев на политические вопросы такого рода.
Интересно, что совсем в другом ключе были ответы таких крупных компаний, как Adidas, Audi и Messe Düsseldorf. Все они ответили в том духе, что «спорт - это право человека, и все люди должны иметь доступ к спорту, вне зависимости от расы, сексуальной ориентации или религии».
Кроме того, компании ссылались на решение, принятое президиумом Немецкого олимпийского спортивного союза, а также на консультации между МОК и российским правительством. Удивительно, что позиции по разным вопросам были идентичными, вплоть до самых небольших деталей - например, написания английского варианта SOCHI 2014.
Одинаковые мысли и формулировки - случайность? Конечно, нет. Скорее всего, существовал какой-то шаблон, как нужно общаться на непростые олимпийские темы. Немецкий олимпийский спортивный союз сообщил, что он разговаривал с партнерами немецкой олимпийской команды, и это абсолютно нормально.
В компании Audi, принадлежащей концерну VW, который также является официальным партнером игр в Сочи, сказали, что все согласовано с немецким союзом, и это абсолютно нормальная практика. Adidas и Messe Düsseldorf ответили на запрос схожими формулировками.
Сдержанность
Когда речь идет о спорных темах, Adidas предпочитает сдержанность в общении с крупными спортивными союзами. Это было заметно в том числе тогда, когда выбор места проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году (выбрана Россия) и в 2022 году (Катар) сопровождался обвинениями в коррупции и глобальными протестами. Тогда отреагировало даже руководство авиакомпании Emirates, которое тоже обвинили в связи с темными грандами Fifa. Компания поставила под вопрос дальнейшее партнерство.
Adidas, напротив, относится к числу тех, кто предпочитает оставаться на стороне спонсорства: «Мы работаем с нашими партнерами и разговариваем за кулисами». Но, как правило, переговоры партнеров за кулисами не приносят существенных результатов.
Вместе с тем, некоторые эпизоды показали, что отдельные международные компании могут иначе относиться к таким щекотливым темам. Возьмем, например, концерн Chevrolet. Американская компания намекнула на принятый в России закон, показав в двух роликах, предназначенных для трансляции во время церемонии открытия Олимпийских игр, гомосексуальные пары, и назвала их «аутентичными семьями с детьми». «Значение семьи не изменилось, но изменился ее облик», - говорится в ролике, который заканчивался словами - «Найди новые дороги».
Канадский институт многообразия и интеграции также создал ролик в поддержку ЛГБТ-сообщества. В ролике показаны два сидящих друг за другом саночника, готовящихся к старту. «Игры всегда были немного "голубыми"», - говорится в ролике. А шотландские пивовары выпустили на рынок пиво под названием «Привет. Меня зовут Владимир». Промо-материалы сопровождаются отсылкой к известной фотографии Владимира Путина, на которой он сидит верхом на лошади с обнаженным торсом.