Российские власти позволили себе «манипулировать» результатами думских выборов, такое мнение высказали сенаторы США в ходе слушаний, посвященных коррупции и соблюдению законодательства в России.
Слушания прошли всего спустя несколько дней после того, как на улицы российских городов вышли тысячи несогласных с итогами парламентских выборов 4 декабря. Самые масштабные акции протеста состоялись в Москве, сначала на Чистых прудах 5 декабря, а затем 10 декабря - на Триумфальной площади.
Еще по теме: За кулисами конфронтации между Клинтон и Путиным
Ранее США отвергли обвинения премьер-министра России Владимира Путина, который заявил, что Вашингтон своими действиями спровоцировал массовые протесты, а слова госсекретаря Хиллари Клинтон «дали сигнал» российской оппозиции. Выступая на пресс-конференции в Брюсселе, Клинтон заявила, что США поддерживают надежды и право россиян на лучшее будущее. По ее словам, озабоченность относительно парламентских выборов в России имеет основания.
В то же время Белый дом одобрил инициативу президента России Дмитрия Медведева, поручившего Центризбиркому расследовать зафиксированные нарушения.
Выступая в ходе слушаний, сенатор-демократ Джин Шахин отметила, что протесты в России, совпавшие по времени с 20-летием распада Советского Союза, призваны не допустить нарушения гражданских прав и свобод.
В статье, опубликованной на сайте газеты Politico, сенатор подчеркнула, что «очень важно поддержать сейчас отважных граждан России, которые требуют лишь одного: защиты своих прав».
Список Кардина: второе дыхание
Сенатор-демократ Бен Кардин отметил, что преследования оппозиционеров, в частности массовые аресты, вызывают серьезную обеспокоенность в США. В этой связи Кардин в очередной раз призвал своих коллег по Сенату поддержать его законодательную инициативу, связанную с запретом на въезд в США людей, имеющих отношение к нарушениям прав человека.
Еще по теме: СМИ о "контрсписке Магнитского"
Впервые тема «списка Кардина» возникла в связи со смертью в СИЗО юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского. Список содержит 60 фамилий чиновников МВД, ФСБ, ФНС, Арбитражного суда, Генеральной прокуратуры и ГУИН, а также краткое описание роли каждого из указанных лиц в деле Hermitage Capital.
Законопроект сейчас находится на рассмотрении в сенатском комитете по международным делам.
«До тех пор пока мы не положим этому конец, это будет продолжаться», - сказал Кардин на слушаниях в среду 14 декабря.
«Отсутствие соответствующего законодательства означает не только слабость нашей юридической системы, но и отпугивает потенциальных иностранных инвесторов», - поддержала Кардина Джин Шахин, возглавляющая подкомитет по вопросам отношений с европейскими странами.
По словам представителя Госдепартамента Томаса Мелиа, присутствовавшего на слушаниях, акции протеста в России стали свидетельством «национального пробуждения». Мелиа также заметил, что США должны поддержать требования протестующих.
Еще по теме: Права человека. Россия наезжает на США
Американский посол в России
Сенаторы также призвали администрацию президента США Барака Обамы ускорить назначение послом в России Майкла Макфола. Макфол был номинирован на эту должность представителями Республиканской партии, но его кандидатуру поддерживают также и демократы.
С 2009 года Макфол является старшим советником Обамы по вопросам взаимоотношений с Россией, он также работал руководителем Стэнфордского Центра в поддержку демократии.
По словам Джин Шахин, которую цитирует газета Politico, «Майкл Макфол зарекомендовал себя защитником прав человека и верховенства закона в России».
Макфол неоднократно призывал обратить пристальное внимание на состояние гражданских прав и свобод в России, встречался со многими представителями оппозиции и правозащитниками, добавляет Шахин.
Утверждение кандидатуры нового посла США в Москве Сенат откладывал уже дважды. Главной причиной сенаторы называли намерение Макфола передать Москве технические данные ракет-перехватчиков SM-3, которые должны стать основой разворачиваемой в Европе системы ПРО.
Макфол утверждает, что обнародование данных о скорости ракет не может нанести ущерб национальной безопасности США.