Мэр города Катовице (Katowice) Петр Ушок (Piotr Uszok) направил письмо послу Российской Федерации в Польше на тему переноса памятника бойцам Красной армии с одной из центральных площадей города на кладбище, сообщил на портале Wpolityce.pl член местного городского совета и пресс-секретарь региональных структур партии Право и Справедливость (PiS) Петр Петраш (Piotr Pietrasz).
«Я надеюсь, что в жизнь будет воплощено требование патриотических кругов Катовиц и решение городского управления от 1990 года. Катовицкие депутаты от партии PiS выступали с этим требованием еще во время прошлого созыва, и благодаря нашему запросу есть шансы, что зеленый урод не будет больше обезображивать одну из площадей нашего города», - заявил Петраш.
Памятник был возведен в 1945 году на месте Могилы неизвестного силезского повстанца, которая, в свою очередь, в 1923 году сменила монумент двум императорам - Вильгельму и Фридриху (13 декабря 1920 года его взорвали члены Польской военной организации), стоявший на площади со времен разделов Польши.
Символ советского владычества с 1988 года во время манифестаций регулярно заливали красной краской члены Конфедерации независимой Польши и Независимого союза студентов. 13 декабря 1989 года, пожалуй, в последний раз в эпоху Польской Народной Республики, в защиту памятника и подожженного молодыми активистами здания Воеводского комитета Польской объединенной рабочей партии вступились Моторизованные отряды гражданской милиции.
Читайте также: Советская аннексия Прибалтики
«С 1990 года городской совет Катовиц принял решение о переносе памятника. Однако при проведении очередных ремонтов на площади чиновники мэрии постоянно "забывали" об этой теме. Когда я в 2006 году, став уже депутатом от PiS, напомнил об этой теме, региональный отдел Gazeta Wyborcza поднял истерику. Приводились космические суммы, якобы необходимые на перенос - 500 тысяч злотых (около 5 млн. руб., - прим.пер.), у представителей благотворительных организаций спрашивали, что они могли бы сделать за такую сумму для бедных детей. Однако в интернет-опросе на сайте катовицкого приложения Gazeta Wyborcza большинство ответивших неожиданным образом поддержало ликвидацию монумента. На следующий день журналисты писали уже о сумме в 100 тысяч злотых. Появились инициативы заменить существующий памятник новым. Независимый союз студентов-1980 и Общество «Поколение» предлагали увековечить президента США Рональда Рейгана, а Общество Повстания-90, связанное с партией Гражданская Платформа (PO), хотело вернуть Могилу неизвестного повстанца. Движение за автономию Силезии предлагало почтить память жертв трагедии Верхней Силезии 1945 года и сменить название площади. Так что дискуссия на тему нового объекта нас еще ждет», - писал Петр Петраш.
Следует поблагодарить мэра Ушока за то, что он решился наконец поднять эту тему - в отличие от своего коллеги из города Новы-Сонч (Nowy Sącz) Рышарда Новака (Ryszard Nowak).
Как сообщал портал Sądeczanin, тема местного памятника Красной армии (решение о его сносе городской совет принял еще в 1992 году) обсуждалась на субботнем заседании Общества сотрудничества «Польша - Восток», гостем которого был консул РФ в Кракове Иван Улитик. Вот интервью, которое провел с ним журналист портала Хенрик Шевчик (Henryk Szewczyk):
Также по теме: Убрать памятники Ленину?
Хенрик Шевчик: Какова позиция руководства Российской Федерации по поводу памятника советским воинам в городе Новы-Сонч и находящейся рядом с ним могилы шести красноармейцев? Вы знаете это место.
Иван Улитик: Это центр города, я бывал там несколько раз и видел памятник. Позиция такая: на этот памятник, как и на находящуюся рядом с ним могилу распространяется действие международного договора о поддержании в порядке и охране мемориалов и мест, где проходили бои. Обе стороны должны выполнять условия этого договора вне зависимости от того, как они на это смотрят. Если Польша хочет что-то делать с памятником, проводить какие-то изменения, эти работы не должны противоречить международному договору и должны быть согласованы между сторонами. Это не означает, что здесь нет места для дискуссии, что нельзя провести какой-то ремонт, реставрацию или что-то еще, но я подчеркиваю, что в любом случае это не может быть односторонней инициативой. Потому что в России, например, в Катыни, тоже есть польские памятники. И мы не хотим нарушать взаимный договор, даже если не все согласны с существующим положением вещей или не относятся к подобным мемориалам с должным уважением. Самовольные действия свидетельствовали бы не лучшим образом об уровне нашего взаимного доверия и наших отношений, поскольку международные договоры необходимо соблюдать. Мы движемся, скорее, к тому, чтобы помнить о прошлом, выстраивать будущее и не бередить при этом старых ран. Конечно, даже на тему Второй мировой войны существуют разные мнения. Есть люди, которые пытаются переписывать историю, говоря о том, что Красная армия поработила Польшу, совершила ее раздел, но я хочу спросить: какую свободу могли принести солдаты, которые сами не видели свободы. Я думаю, что здесь должен победить здравый смысл: памятник должен остаться на своем месте, потому что солдаты, чьи могилы там находятся, остались в польской земле не по собственной воле.
Читайте также: Не вступать в борьбу с советскими солдатами
- Критики памятника считают, что это символ советского доминирования, что так называемое освобождение, которое несла Красная армия, было на самом деле сменой одного оккупанта на другого, поэтому этот монумент следует демонтировать, а останки покоящихся рядом с ним красноармейцев с воинскими почестями и при участии православных священников перенести на кладбище, на участок, где уже лежат советские солдаты. То есть, никто никоим образом не собирается осквернять останки красноармейцев, речь идет только о демонтаже памятника в благодарность Красной армии.
- Я повторю, этот памятник внесен в реестр монументов, который является неотъемлемой частью международного договора. С этой точки зрения никакие односторонние действия в данном случае невозможны. На мой взгляд, это будет просто варварство. Что касается переноса останков, это тоже не кажется мне правильным. Ведь могила находится в городе, а не в каком-то труднодоступном месте - в лесу или в поле. Чем провинились эти солдаты, чтобы нарушать их покой?
- Они похоронены у оживленной улицы, по которой ездят машины, а могли бы лежать в тишине и спокойствии на кладбище, среди своих соратников по борьбе с фашизмом.
- Я думаю, что мы нарушим их покой, если решим переносить могилу. Я понимаю, было бы что обсуждать, если бы речь шла о переустройстве центра города, расширении артерий, каких-то планах городского развития. Но я не слышал, чтобы власти города собирались расширять эту улицу. Я считаю, что она достаточно широкая, пробок на ней нет, так что реконструкции, при которой был бы необходим перенос памятника и могилы в другое место, здесь не требуется. Так что я не вижу тут ни таких урбанистических потребностей, ни намерений городского руководства.
Также по теме: Памятник «братства по оружию» рядом с Лениным и Дзержинским
- На заседании Общества сотрудничества «Польша - Восток» вы сказали, что пару лет назад встречались с мэром города Новы-Сонч Рышардом Новаком (Nowy Sącz), который уверил вас, что памятник сноситься не будет.
- Нет, таких обещаний не было. Во время моего визита в Новы-Сонч я встречался в ветеранами Второй мировой войны, принимавшими участие в битвах с фашистами в рядах Народного войска польского. Это было перед праздником Победы 9 мая. Тогда же у меня состоялась краткая встреча с мэром Новаком. Я не могу требовать от него каких-то обещаний, но мы внимательно следим за его заявлениями, в том числе - для прессы. И мы надеемся, что господин Новак выполнит свое обещание, данное СМИ, что пока он является мэром, памятник останется на месте. Единственное, как я уже сказал, если будут какие-то урбанистические проекты (что совершенно естественно), потребуется дискуссия, и что-то можно будет изменить, но все это должно оставаться в рамках международного договора».
Два города, два мэра, и два диаметрально разных подхода к одной и той же теме.