Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Антипатия после Крыма, или соседские отношения в культуре

© РИА Новости Владимир Вяткин / Перейти в фотобанкСпектакль Александринского театра по мотивам пьесы А.П.Чехова "Чайка" в постановке польского режиссера Кристиана Люпа
Спектакль Александринского театра по мотивам пьесы А.П.Чехова Чайка в постановке польского режиссера Кристиана Люпа
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Будущий год должен был увенчать продолжавшуюся несколько лет программу культурного обмена между Польшей и Россией. Один известный режиссер и прославленный актер уже объявили о своем бойкоте, и, возможно, это лишь начало. Дилемма — работать или не работать с россиянами — встала сейчас перед большой группой деятелей культуры, которые участвуют в министерской программе «Россия 2015 — Промесса».

Будущий год должен был увенчать продолжавшуюся несколько лет программу культурного обмена между Польшей и Россией. Один известный режиссер и прославленный актер уже объявили о своем бойкоте, и, возможно, это лишь начало проблем.

Национальный театр привез в Москву спектакль «Лед» по произведению Владимира Сорокина, который поставил в Варшаве режиссер Константин Богомолов. Это было сделано в рамках договора между варшавским Институтом Адама Мицкевича и московским фестивалем «Золотая маска», который был заключен еще в прошлом году. Романы Сорокина считаются на его родине подрывной литературой и не имеют доступа на государственные сцены, поскольку изображают Россию как ксенофобскую и разъедаемую коррупцией страну, в которой современные гаджеты не слишком успешно маскируют средневековую систему управления. Спектакль был принят с восторгом, однако актеры не могли в полной мере порадоваться успеху. Российские войска уже вошли в Крым, а письмо в поддержку великодержавной политики Владимира Путина подписали 400 российских деятелей культуры, что вызвало раскол в польских творческих кругах. Для одних выступление в России — это сейчас акт протеста против путинской политики и жест солидарности с теми россиянами, которые не поддерживают действий своих властей, а для других — конформизм и предательство.

Польский режиссер Кристиан Люпа


Первыми зазвучали голоса людей театра, потому что культурный обмен между Россией и Польшей активнее всего развивался именно в этой сфере. Выдающийся режиссер Кристиан Люпа (Krystian Lupa) сообщил о приостановке переговоров о сотрудничестве с московскими и петербургскими сценами. «Следуя голосу своей совести, я не буду работать там, пока происходящее в этой стране будет вызывать мой внутренний протест», — заявил он Польскому агентству печати (PAP), добавив, что руководители театров, с которыми он планировал работать, встретили его позицию с пониманием.

Потом актер Даниэль Ольбрыхский (Daniel Olbrychski) опубликовал в Gazeta Wyborcza письмо к коллегам из Польского Театра в Москве, с которыми он готовил спектакль «Похищение Европы». «С удивлением и глубокой печалью я наблюдал, как представители российского народа, ваш парламент, одобрили этот акт агрессии овацией. Еще большей горечью наполнило меня верноподданническое письмо ваших творческих кругов к президенту», — писал он. Если заявления Кристиана Люпы комментировал, скорее, творческий мир, то Ольбрыхский попал в СМИ. Шаг актера не удивляет: для него прекращение работы в России — защитная реакция, чтобы не проснуться однажды с ярлыком нового Депардье.

Аналогичная дилемма — работать или не работать с россиянами — встала сейчас перед большой группой деятелей культуры, которые участвуют в министерской программе «Россия 2015 — Промесса» под эгидой Института Адама Мицкевича. Это часть мероприятий Года Польши в России и России в Польше. «Необходимо укреплять польско-российские культурные связи, которые позволят продолжать сотрудничество и культурный обмен в дальнейшей перспективе», — можно прочесть на сайте Института.

Бюджет программы составляет 4,5 миллиона злотых (около 50 млн рублей, — прим.пер.). На первый этап была подана 231 заявка, во второй было допущено 87 участников. Окончательный список проектов, которые получат финансирование, планировалось объявить в июне. Вопрос - будет ли что объявлять. «Все решения, касающиеся культурной программы Года Польши в России, в связи с российско-украинским конфликтом будут приниматься в зависимости от дальнейшего развития событий и согласовываться с польским МИД», — сообщил пресс-секретарь Министерства культуры и национального наследия Мачей Бабчиньский (Maciej Babczyński). Однако энтузиазм творческого сообщества уже остыл, о чем свидетельствуют голоса, призывающие вместо укрепления связей с Россией повернуться в сторону Украины и перенести подготовленный культурный сезон туда.

Экс-министр культуры, депутат партии «Право и Справедливость» (PiS), Казимеж Уяздовский (Kazimierz Ujazdowski) требует отказаться от реализации программы «Россия 2015». Решение еще не принято, сообщил нынешний глава ведомства Богдан Здроевский (Bogdan Zdrojewski) в эфире радиостанции Trójka. Это решение нельзя принимать вод влиянием предвыборной кампании, сказал министр, напомнив, что Год Польши в России не ограничивается культурными событиями.

Следует ли играть?

Все пребывают в ожидании. «Мы ждем, надеясь, что не будет войны», — говорит Гжегож Лашук (Grzegorz Laszuk) из театра Komuna//Warszawa, который подал заявку на участие в программе «Россия 2015 — Промесса», предложив проект под названием «Ремикс».

Отказ людей с громкими именами работать в России можно понять. Легко представить, что они могли бы стать частью кремлевской пропагандистской машины и узнать из российских СМИ, будто они одобряют великодержавную политику Путина. Как екатеринбургский драматург и режиссер Николай Коляда (популярный в том числе и в Польше) узнал из интернета, что он вместе с другими 400 деятелями искусства подписал письмо за присоединение Крыма к России. В тот момент он находился в Варшаве и проводил в театре Studio кастинг на главную роль в «Ревизоре» Гоголя, которым режиссер собирался открыть 7 ноября фестиваль с показом своих важнейших постановок (финансирование мероприятия исходит в основном от руководства его родной Свердловской области).

Вопрос выступления польских театров на российских сценах, совместных польско-российских мастер-классов и обменов не так однозначен. Сложно представить себе выступление в театре, директор которого открыто, искренне и воодушевленно радуется, что Россия благодаря Путину наконец вернула себе заслуженную позицию великой державы. Как Валерий Фокин, директор Александринского театра в Санкт-Петербурге, где должен был ставить свой спектакль Кристиан Лупа. Чеховская «Чайка» в его постановке семь лет назад оказалась очень успешной и была награждена престижными премиями. Польского режиссера считают в России большим мастером и звездой, однако сейчас он не видит шансов для возвращения на российские сцены. Он задается вопросом, что в новых условиях должны показывать россиянам поляки, какие вещи ставить? Постановки должны вступать в диалог с ситуацией, в которой они рождаются, отражать реальную правду отношений между их создателями. Возможно ли это сейчас в России? «Я полагаю, что в данной ситуации следует серьезно задуматься о Годе Польши в России, возможно, организаторы и люди искусства должны встретиться и обсудить эту тему. Я считаю, что перспектив мало: организация этого мероприятия была бы связана с унизительными для творческих людей компромиссами, необходимостью заключить себя в узкий туннель, из которого не будет пути назад. Какая-то черта уже пересечена», — говорил режиссер в радиоинтервью.

Актеры одного из театров, который должен был выступать на фестивале в России, написали его директору письмо, где объясняли, что не могут приехать, поскольку чувствуют, что к ним обращены взоры всей Европы. Потом театр все же решил отправиться в Российскую Федерацию, но включил в договор о сотрудничестве новый пункт, который позволяет ему отказаться от гастролей в случае обострения политической обстановки.

Между тем, самая большая группа представителей творческих кругов считает, что культура предназначена для людей, а не народов или их лидеров. «Нельзя разрывать контакты, — говорит Гжегож Лашук. — Зрители театров, с которыми мы работаем — это участники антивоенных демонстраций. Мы не должны, и мы не хотим разрывать связь с идеологически близкими нам людьми. Нужно поддерживать идею, что мы — нормальные, а ненормальна окружающая нас обстановка».

Похожим образом мыслят и многие россияне, доказательством чего служит факт, что они не разрывают договоров с польскими партнерами. Познаньский «Новый Театр» подал заявку на участие в программе «Россия 2015 — Промесса» совместно с московским Театром имени Мейерхольда, который обещал свое финансовое участие и заявил, что до сих пор заинтересован в сотрудничестве.

Продолжаются совместные польско-российские акции, не входящие в упомянутую программу. Даниэль Пжастек (Daniel Przastek), директор стартовавшего в прошлом году варшавского фестиваля Eye on Culture (цель которого показать в столице театры из соседних стран — России, Литвы и Белоруссии), говорит: «Я выступаю за сохранение контактов, потому что искусство всегда смягчало нравы, формировало межчеловеческие отношения. Мы ведем переговоры с петербургским театром “Приют Комедианта ”, и пока в наших планах ничего не меняется. Мы поддерживаем контакт, они заинтересованы в выступлении на фестивале. Они будут выступать в Варшаве, а “Новый Театр” из Лодзи планирует показать свой спектакль в Петербурге».

Использовать эффект Варликовского

Вручение Национальной театральной премии "Золотая Маска"


Программа интенсивного культурного сотрудничества между Польшей и Россией приобрела размах после 2011 года, когда в ходе самого крупного российского театрального фестиваля «Золотая маска» Институт Адама Мицкевича подготовил вместе с российской стороной показ важнейших польских спектаклей. Он оказался очень успешным, а его влияние на российский театр местные СМИ назвали «эффектом (А)поллонии» — от названия постановки Кшиштофа Варликовского (Krzysztof Warlikowski), которая стала источником вдохновения для российских режиссеров и сценографов. «Для россиян стало открытием, что такой качественный, современный и революционный театр можно развивать, имея славянские корни, социалистическое прошлое и работая в репертуарном театре, — рассказывает Агнешка Любомира Пётровска (Agnieszka Lubomira Piotrowska) — переводчица российской драмы и один из кураторов фестиваля российского театра и перформанса в Варшаве “Да! Да! Да!” (который был впервые проведен в 2013 году). — Молодое поколение российских режиссеров стало черпать вдохновение в польских постановках».

Один из таких людей — 38-летний Константин Богомолов. Это один из самых интересных российских режиссеров и автор нашумевшего хита российских театральных сцен последних лет — смелой политической сатиры «Идеальный муж» в МХТ. «Волна польской режиссуры с ее свободой, активным размышлением над историей, обращением к политической тематике — все это, конечно, на меня повлияло. Сценические решения, свободная конструкция спектакля в моих постановках — это влияние Варликовского, а актерская игра — влияние Кристиана Люпы», — рассказывал Богомолов на страницах Polityka.

В 2013 году варшавский Институт Адама Мицкевича и московская «Золотая маска» вернулись к сотрудничеству. В Варшаву в рамках фестиваля «Да! Да! Да!» приехали спектакли молодого российского театра. На 2015 год запланировано повторение фестиваля и польской недели в рамках «Золотой маски». «Интерес проявляют обе стороны. Расходы делятся примерно пополам, кураторы обеих сторон выбирают то, что они хотят показать своей публике. Это прекрасный пример культурного сотрудничества между двумя народами, — говорит Пётровска и одновременно предостерегает, - Культурная изоляция России выгодна власти, ведь это ослабляет прозападное мышление, потребность в демократизации».

Пётровска напоминает, что Владимир Сорокин в «Дне Опричника» изобразил Россию, которая отгораживается от Европы высокой стеной и возвращается к схеме правления, созданной Иваном Грозным. В повести есть сцена, в которой русский народ сжигает на Красной площади свои заграничные паспорта, потому что уже не собирается никуда ездить. «Европа не должна допустить изоляции России, — считает куратор. — До сих пор мы всегда служили друг для друга источником вдохновения. Польских режиссеров вдохновляла российская классическая и современная драматургия, а российских режиссеров — наш театральный язык, работа с актерами, сценография».

Пётровской вторит выдающийся театральный и кинорежиссер, руководитель московского «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников, который отреагировал на бойкот России со стороны части западной культурной общественности обращением. «Нам одинаково плохо и тревожно от того, что происходит в России и в мире. Продолжение вопреки всему, а не разрыв отношений и уничтожение дружеских связей, означало бы, что мы, люди театра, не верим политикам, что мы, люди театра, не хотим жить по их законам, по их моделям ненависти, что мы, люди театра, не хотим подчиняться их искаженной логике. Увы, теперь все разрушено. Теперь они не приедут к нам, мы не приедем к ним. И что получается? Войну на нашей территории развязали мы сами. Железный занавес опустили мы сами. Политики торжествуют, мир подчиняется их фантазиям», — писал он.

2015 год обещает стать для польской культуры временем серьезной проверки. Начинается холодная война, а в ситуации увеличения расходов на оборону первой всегда страдает культура. Кроме того, может смениться глава Министерства культуры: Богадан Здроевский будет стартовать на выборах в Европарламент, неизвестно, кто придет ему на смену, и насколько большое влияние это будет иметь на бюджет ведомства. Неужели и в этот раз, перефразируя римское выражение, как только надвинется тень войны, замолчат музы?