Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Путин никогда не получит того, чего хочет от США и НАТО, пишет "Дневник". В ближайшие недели Запад должен решить стратегическую задачу – дать Путину то, что на самом деле ничего не стоит, считает автор. Читатели издания упрекают его в некомпетентности и предлагают ему не гадать, чего хочет Путин, а ответить, чего хотят Байден и Европа.
Евгений Дайнов
"Я не верю, что Советская Россия жаждет войны, – сказал Черчилль в своей знаменитой речи 1946 года, в которой впервые появилось понятие "железный занавес", – она жаждет плодов войны". Другими словами, русские предпочитают получать то, что они хотят, без войны.
Проблемы возникают, когда они не получают эти плоды. Тогда русские готовы их себе отвоевывать. В 1939 году, когда Финляндия отказалась отдать Сталину территории, которые он требовал, русские развязали Зимнюю войну. В 2008 году, когда Грузия, казалось, была на пороге членства в НАТО, русские вторглись и объявили отделившиеся от Грузии территории (Южную Осетию и Абхазию) независимыми государствами. Это убило шансы Грузии вступить в НАТО, поскольку Альянс не принимает страны, которые не могут контролировать всю свою территорию.
Так каких же плодов войны хочет Путин сегодня, и готов ли он начать войну, если ему их не дадут?
Диктаторы и демократы мыслят по-разному. Пока демократы думают об экономических интересах и благополучии своих народов, диктаторы думают о собственной славе. Поэтому те, кто не понимает, какие экономические мотивы движут Путиным в нынешнем кризисе, никогда не поймут, в чем дело. То же самое касается каждого, кто думает, что как любой ответственный руководитель Путин не будет делать того, за что его народ заплатит слишком высокую цену. Диктаторы глубоко презирают свои народы и не колеблясь доводят их до поедания бересты – в последние несколько сотен лет с русскими это происходит регулярно.
И как только мы осознаем, что Путин такой же типичный диктатор, как и все остальные, мы сможем представить, чего он хочет сегодня. Но сначала давайте посмотрим, чего он не хочет.
Он явно не хочет ничего решать по Украине. Если бы он этого хотел, то отправил бы ультиматумы Нормандской четверке – международной организации, занимающейся Украиной. Но он направил ультиматумы по другому адресу – США и НАТО. Это показывает, что желания Путина уходят далеко за пределы Украины. Он хочет ни больше ни меньше восстановить баланс сил до вступления в НАТО стран от Балтийского до Черного моря, до начала 90-х находившихся по российскую сторону железного занавеса. Вот что стоит за требованием вывести оборудование и военную инфраструктуру НАТО на позиции, которые они занимали до первого расширения в 1997 году.
Короче говоря, Путин хочет оттеснить Запад к западным границам Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Венгрии, Чехии, Румынии и Болгарии.
Почему Путин хочет этого?
Ответ очевиден уже полтора десятилетия – именно тогда Путин объявил, что распад Советского Союза стал величайшей трагедией XXвека. Раз для него это величайшая трагедия, логично предположить, что он попытается как-то ограничить последствия этой катастрофы – создать что-то вроде СССР, сделать Россию вновь мировой сверхдержавой, равной США.
Однако с тех пор и до сегодняшнего дня события развивались в прямо противоположном направлении. В глазах США Россия быстро превратилась из крупного противника в местную шпану, до которой никому нет дела, потому что есть опасность посерьезнее. И для американцев эта опасность – Китай.
Aktuálně (Чехия): все идет к новой холодной войне? Мы играем с Путиным в его игруЧешский аналитик признает, что сегодня никто не заинтересован в том, чтобы Украина вошла в НАТО, хоть это и звучит жестоко по отношению к Киеву и его надеждам. Ведь в случае его вступления альянсу пришлось бы защищаться от России.
29.01.202200
Если бы Путин не "бил чужие витрины", американцы бы его даже не замечали. В целом экономика России меньше, чем экономика Нью-Йорка (не штата – города). Верным стало унизительное для Путина высказывание покойного (и великого) американского сенатора Джона Маккейна: "Россия – это бензоколонка, замаскированная под государство".
Не так американцы привыкли относиться к "великому и могучему" Советскому Союзу. Путин на протяжении многих лет таил в себе жгучую обиду и жаждал мести. Поэтому и стал реагировать типичным русским способом, описанным Маргарет Тэтчер: "Россия привыкла компенсировать свою экономическую слабость военной силой". Путин воевал в Грузии и почти дошел до столицы. Затем он вторгся на Украину и отколол Крым. Но мир – особенно Запад – все равно не счел его равным США. Было очевидно, что рано или поздно он снова захочет плоды войны.
Почему сейчас?
Путин спрятался за кремлевскими стенами от крупнейших протестов против своей власти в 2011 году и перестал общаться с реальным миром. Вот уже десять лет он живет в бункере в окружении льстецов, подхалимов, лакеев, пажей и благовестников. В такой ситуации диктаторы смотрят на внешний мир и видят только то, что им нравится.
В данный момент Путин видит следующее:
1) Америка выпала из списка серьезных игроков после фиаско в Афганистане. Конечно, это не так, но, как и после вьетнамского фиаско, американцы сами посылают сигналы о том, что у них сломан позвоночник. Путин видит эти сигналы и, как и его советские предшественники, не ожидает серьезного американского сопротивления. Как показывает практика, подобное отношение – стратегическая ошибка.
2) В глазах Путина после Брексита Великобритания Великобритания – незначительное государство, не имеющее серьезных возможностей в международных делах. И это не так, но так думает Путин.
3) Германия нейтрализована и отрезана от западного фронта. Это так, по крайней мере, на данный момент. Немецкие руководители высшего (и особенно среднего) звена в последние недели усердно виляли хвостами, возможно, надеясь на будущие синекуры в "Газпроме", "Лукойле" или "Атомэкспортстрое". А несколько дней назад в Берлине хныкали, что будущие санкции не станут для российского энергетического сектора ударом. А для чего же, спрашивается, станут ударом санкции, если не для энергетического сектора, тем более что в России другого нет? Для автомастерской в Воронеже? Для склада ватников в Пскове? Для кафе-мороженого у входа на Казанский вокзал?
4) Небольшие страны отделяются. Хорватия уже готова. Италия в процессе после "деловой" встречи руководителей крупнейших итальянских корпораций со стороны Италии и… известного бизнесмена Владимира Путина со стороны России. Болгарию и Румынию легко можно запугать, уже сейчас можно активировать болгарскую пятую колонну, а также провести саботаж или отравить людей (что уже отработано на территории Болгарии). Молдова больше не получает российский газ, а Сербия - российская база в самом сердце ЕС и НАТО.
Вот что видит Путин: слабую Америку и разобщенных союзников. Поэтому удар наносится сейчас.
Что дальше?
Первая победа в этом кризисе за Путиным. Ему удалось запросить прямую встречу с США, вне коллективных форматов НАТО и ОБСЕ. Таких встреч было всего несколько, и Путин не может не радоваться тому, что в глазах всего мира (как он думает) Россия снова выглядит равной Америке. В конце концов, американцы не стали бы разговаривать с ним напрямую, если бы не считали его равным, правда же?
Так внутренняя напряженность Путина хотя бы немного, но спадет. Россию больше не называют бензоколонкой. Можно предположить, что вторжение на Украину либо будет перенесено на поздний срок, либо будет не таким масштабным, каким могло бы быть, если бы американцы не "проявили уважение". Однако в долгий ящик откладывать нельзя – в апреле на Украине потеплеет, поля станут непроходимыми для танков болотами, а дороги – "бездонными грязевыми каналами" (цитирую немецкого командира бронетанковых войск Гудериана – он сталкивался с этим лично).
Скорее всего, нас ждет типичная путинская авантюра: локальное и недолгое военное вторжение на Украину, за которым последует политическое закрепление достигнутого. Например, признание ДНР и ЛНР суверенными государствами и заключение с ними соглашений об обороне от агрессии третьих стран. Такого развития событий можно добиться и без вторжения - пожинать плоды войны без войны.
The Telegraph (Великобритания): Владимир Путин вот-вот совершит роковую ошибку В отличие от простого и легкого "захвата Крыма" в 2014 году, сейчас Путин рискует оказаться в совершенно другой ситуации, уверен обозреватель The Telegraph Кон Кафлин. Он предупреждает российского президента об ошибке "катастрофических масштабов" в случае наступления на Украину. Но читатели британской газеты напоминают: Россия не хочет нападать на нее, она хочет получить гарантии безопасности.
29.01.202200
Но тут как минимум три проблемы
1) Не ясно, сможет ли ограниченное вторжение на Украину оставаться ограниченным. Она все-таки окружена российской армии с трех сторон – России, Белоруссии и Крыма. Если на фронте вторжения украинская армия заупрямится, ситуация осложнится вторжением с еще одного или двух других фронтов.
2) На этот раз, в отличие от 2014 года, Запад не может себе позволить не ввести действительно болезненные санкции в случае такой войны. Ни на нытье немцев, ни на бизнес-планы итальянцев никто не обратит внимания. Однако из-за санкций Путин может остановить подачу газа. Он уже делал это в 2009 году, хотя никакой войны не было.
3) Еще раз напомню, что на этот раз цель Путина не ограничивается Украиной. Он хочет перекроить карту безопасности Европы, т.е. выбить из НАТО страны Восточной Европы и, таким образом, вернуть их в сферу влияния России.
Подведем итог: Путин хочет того, что не получит, неважно, будет война или нет. Кому-то придется уступить. Если уступит Запад, значит, русские корабли будут в Варне, а русские танки – в 210 км от Силистры (болгарский город на Дунае). Если уступит Путин, ничего особо не изменится, разве что Запад больше не будет обращать на него внимания. Что, конечно же, снова его разозлит.
Это стратегическая задача, которую Запад должен решить в ближайшие недели: как дать Путину что-то, что на самом деле ничто?
Посмотрим.
Комментарии читателей:
Таралеж
Эта статья напомнила мне учебники и лекции 1988 года: мы бежали от коммунизма, но коммунизм не хотел от нас убегать. От автора ускользнуло несколько фактов. Во-первых, российская армия отличается от того, что было 20-30 лет назад – теперь она современная и хорошо вооруженная. Во-вторых, Россия – бензоколонка, замаскированная под страну, но в ближайшие 20-30 лет перехода на зеленую энергетику такие бензоколонки будут шантажировать мир и наживаться как в последний раз. Поставки природного газа из России составляют примерно 30%, одна приостановка будет похуже ракет и танков. Так что не все так легко и просто. Надеюсь, Америка и Европа усвоят урок; после распада СССР золотой шанс был упущен. Теперь мы платим за то, что дзюдоист-реваншист действует нам на нервы.
Михаил Йорданов
Что хочет Путин, конечно, интересно, но почему никто не спрашивает, чего хочет Байден? Что на самом деле происходит в Европе? Она становится зоной нестабильности, будет граничить, а может быть, и участвовать в будущем горячем конфликте. Со всеми вытекающими для инвестиций, туризма и т.д. С убийственными ценами на скудные энергоносители (если они вообще будут в будущем). Как следствие, Европа станет неконкурентоспособной, компании обанкротятся, безработица будет расти… Не в этом ли заключается конечная цель американцев – сделать одним конкурентом на мировом рынке меньше?
Resurrection
Не знаю, чего хочет Путин, но знаю, чего не хочет! Путин не хочет, чтобы НАТО расширялся на восток, потому что так он потеряет влияние, которое оттачивал в странах Восточной Европы.
Julian Mall
Путин не хочет, чтобы НАТО был у его границ, это нормально, ведь военные блоки создаются для ведения войн или в противовес другим военным блокам! После распада Варшавского договора единственная цель существования НАТО – служение агрессивным намерениям США и Турции в отношении России по примеру бывшей Югославии.
Nil satis nisi optimum
Путину нужен мир. Весь мир…
Путину нужен мир. Весь мир…
AModoMio
Конечно, Италия прежде всего думает о своих интересах. Никто не настраивает итальянцев против России. 46% газа в Италии – из России. И отопление в Италии в основном газовое.
ju.li
Частенько читаю, чего хочет тот или иной диктатор. И еще чаще мне не хватает информации о том, чего бы мы хотели в той или иной ситуации. В последнее время мы зациклились на Украине, и я с ужасом вижу, насколько мы похожи - поощряем одни и те же глупости. Всегда найдется акула, которая воспользуется нашей дезориентацией, вороватостью и недальновидностью.
pafaka22
Не знаю, чего хотел Путин изначально, но пока он объединяет весь западный мир против себя. Вместо того, чтобы уйти из Восточной Европы, заржавевший НАТО, похоже, намерен увеличить свое присутствие. Прикорнувший ЕС проснулся и всерьез заговорил о санкциях и преодолении энергетической зависимости. Даже страны, традиционно симпатизирующие России, сейчас помалкивают.
Иво
Стоит отметить, что время от времени Путин все-таки выходит из бункера и отправляется в Сибирь в гости (чтобы погулять и поохотиться) к своему близкому другу Шойгу (министр обороны России), который, видимо, займет его место, когда Путин решит сложить с себя полномочия.
мики маус
Хахаха, очередной "аналитик", живущий в далеком прошлом, когда вторжение осуществлялось только на танках.