Болезненная адаптация. Что ждет экономику согласно прогнозам и реалиям

Вести: продолжение конфликта назвали главным риском для восстановления экономики Украины

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Рецессия на Украине серьезнее, чем ожидалось. ВВП упадет на 39 процентов, пишут "Вести". Автор статьи разбирается, что ждет экономику страны в следующем году и сможет ли она выйти из штопора.
Ярослава Маслова

О чем молчат цифры

Из-за неопределенной ситуации на Украине МВФ не дает всех прогнозов, кроме реального ВВП и потребительских цен на конец этого года. По той же причине в отчетах отсутствуют какие-либо цифры для нашей страны на 2023 год. Эксперты подсчитали, что украинская экономика по итогам нынешнего года снизится на 35%, а инфляция составит 20,6%.
В НБУ настроены более оптимистично. По их данным, падение ВВП Украины в 2022 году составит 31,5%. Инфляция будет колебаться в пределах 30%. А восстанавливаться экономика, по прогнозам Нацбанка, начнет уже со второго квартала следующего года.
По прогнозам Минэкономики, один из самых оптимистичных сценариев – рост экономики на 15% и более в ближайшие несколько лет. Наиболее пессимистический – падение на 0,4%. В то же время для расчета госбюджета на 2023 год рост заложен примерно на 3,2%. Минимальная зарплата подниматься в следующем году не будет, она останется на уровне 6 700 гривен, а значит, и все остальные социальные выплаты будут прежними. Средний официальный курс нацвалюты к доллару заложен на уровне 42 гривны за доллар.
Даже при самых оптимистичных прогнозах главными рисками для восстановления экономики остаются активные боевые действия на части территории Украины. Плюс – не стоит забывать о критической ситуации в энергетике, которая уже привела к остановке крупных предприятий. А это, в свою очередь, негативно скажется на ВВП и наполнении госбюджета.

Экономика в условиях конфликта: болезненная адаптация

Министр экономики Украины Юлия Свириденко еще в начале конфликта заявляла, что украинская экономика стала на “военные рельсы”, смогла адаптироваться под новые реалии. В первый же день заработала программа бронирования работников и эвакуации предприятий из опасных территорий, а также перенастроены логистические пути. Но если копнуть глубже, ситуация далеко не радужная.
По данным Киевской школы экономики, сумма прямых убытков, нанесенных гражданской и военной инфраструктурам, сегодня составляет не менее 115 миллиардов долларов. Наибольшая их часть – в сфере промышленности, а это свыше 30 миллиардов долларов. Уничтожено или повреждено более 400 промышленных предприятий, свыше 1100 культурных, спортивных и туристических объектов, порядка 131 тысячи жилых домов.
За время конфликта страна потеряла 40% металлургии, часть портов и 40% урожая. Если в прошлом году мы собрали 105 миллионов тонн зерновых, то в этом – в общей сложности 65 миллионов тонн. Еще один реальный показатель плачевного состояния украинской экономики – бюджет-2023, где больше половины расходов – внешние заимствования.
По результатам опроса "Дия. Бизнес", на Украине больше всего пострадали те сферы, которые требуют наибольших инвестиций или связаны с логистикой: строительство, машиностроение, туризм. Так, наибольший процент предприятий, которые полностью или частично остановили работу, достигает 84% в отрасли туризма, 70% – в СМИ, 58% – в строительстве, 50% – в машиностроении. Также пострадало сельское хозяйство – 40% и сфера недвижимости – 53%.
Об отсутствии существенных изменений заявили 31% представителей сферы здравоохранения, 25% представителей сферы легкой промышленности и 17% представителей ІТ-отрасли.
Увы, в одно мгновение сломить негативную тенденцию невозможно, так как речь идет не только о взвешенной внутренней политике страны, но и глобальных мировых тенденциях. Восстанавливать экономику теперь нужно не только путем грамотных правительственных решений или же проголосованных Верховной радой законов, но и учитывая ненадежность гарантий безопасности, международных договоренностей и мирового порядка в целом.
"Нужно понимать, что экономический кризис на Украине обеспечен не просто глобальными трендами, а конфликтом. В сегодняшних условиях бизнес вместо восьми часов в сутки работает максимум четыре, прибыль соответствующая, минимальная. А в масштабах страны – это вообще копейки. Любые законодательные инициативы в этих реалиях оперативно не работают. Невозможно предугадать, что нас ждет завтра. И остановить падение экономики проголосованными законами нереально. Но кое-что все-таки нам удается. Например, запущена реформа приватизации, и предприятия из Харькова, Сум или Бахмута могут работать в более безопасных условиях. Плюс – программа кредитования “5-7-9” и грантовая система поддержки бизнеса через “Дию", – говорит депутат от "Слуги народа", член парламентского комитета по вопросам экономического развития Алексей Мовчан.
С 24 февраля, только по официальным данным, более 400 тысяч украинцев получили статус безработных. Нынче 230 тыс. граждан получают помощь по безработице, при этом более чем в два раза уменьшилось количество вакансий. Падение экономики привело к потере 6 миллионов рабочих мест, а это 32% рынка труда страны. До конфликта на одну вакансию было 3,5 претендента, сегодня их – 12.
Последствиями конфликта обусловлено и ускорение инфляции. Темпы роста потребительских цен остаются высокими. По оценкам НБУ, к концу 2022 года уровень инфляции достигнет 30%. Из-за боевых действий нарушены логистические цепочки, разрушены производства, вследствие этого сокращены предложения товаров и услуг.

Возможные сценарии: тень большой рецессии

По подсчетам кабмина, на сегодняшний день на восстановление украинской экономики нужно не менее 750 миллиардов долларов. В минэкономики заверяют, что имеют несколько сценариев реагирования на разные случаи. К примеру, несмотря на боевые действия, Украина уже сегодня готовится к восстановлению. Кабмин представил план восстановления на конференции в Лугано и запустил платформу Advantage Ukraine, где представлены инвестиционные возможности Украины. Помочь финансово стране уже изъявили желание инвесторы из США, Великобритании, Германии и других западных стран. Однако открытым остается вопрос страховки инвестиционных рисков. Простыми словами, кто даст гарантии инвесторам, что их деньги не прогорят. "Мы должны чем-то будем заманивать инвесторов, нас что-то должно отличать от других стран", – говорит экономист Олег Пендзин.
Сначала нефть, потом энергетика. Что стоит за национализацией крупных предприятий и поставят ли ее на потокНа Украине запустили процесс внесудебной национализации крупных предприятий, которые принято связывать с олигархами и крупным бизнесом, пишет "Страна". Автор статьи выясняет, что стоит за этими шагами украинского руководства и что ждет предприятия, перешедшие в собственность государства.
Какая экономика будет строиться после конфликта и на какие отрасли она будет опираться – сейчас спрогнозировать достаточно сложно. Ставки будут делаться на военно-промышленный комплекс, сельское хозяйство и металлургию, заявила министр экономики Юлия Свириденко. Впрочем, оценивая ситуацию на сегодняшний день, с утраченными и фактически разрушенными Мариупольским металлургическим комбинатом им. Ильича и "Азовсталью", – это станет большой проблемой. Стране придется полагаться исключительно на импорт при восстановлении той же инфраструктуры, мостов и железной дороги. "Азовсталь" и ММК – единственные металлургические заводы, которые производили на Украине толстый прокат. Он используется в строительстве, тяжелом машиностроении и производстве военной техники. "Азовсталь" выпускала до 5000 тонн стали в год для военной техники. Завод также был единственным предприятием на Украине, которое производило железнодорожные рельсы.
"Украина имела низкопередельную металлургию, то есть всю высокотехнологическую продукцию мы покупали. Даже самую примитивную вещь, такую как автомобильный лист. Проблема даже не в состоянии самой украинской металлургии, а в ее логистике. Основные маршруты вывоза продукции пролегали через Азовское море. Для этих целей специально был приспособлен порт в Мариуполе. Теперь же вопрос: куда направлять транспортные потоки? Кто будет строить меткомбинаты и где? Ведь весь металлургический комплекс Украины был сосредоточен возле сырья", – рассказал Олег Пендзин.
Чтобы не ощущать последствия глобальной рецессии еще десятки лет, государство уже сейчас должно разработать программу по возвращению мигрантов и создать здоровый рынок труда, говорит Олег Пендзин. Прежде всего это должна быть программа поддержки бизнеса. Людям нужно дать дешевые кредиты и создать как можно больше грантовых фондов. Еще один важный момент – раскрутка всевозможных прибыльных стартапов.
"Когда мы говорим, что после конфликта будет лучше, то это не так. На мой взгляд, самый сложный период для украинской экономики начнется как раз после окончания боевых действий. Если сегодня нам активно помогают западные партнеры, по факту они взяли на себя все социальные выплаты, то после конфликта они нам скажут – до свидания, теперь как-то справляйтесь сами. Давайте называть вещи своими именами – нам активно помогают, пока за эту помощь мы расплачиваемся кровью наших солдат", – подытожил Олег Пендзин.
Обсудить
Рекомендуем