Габон: французская дипломатия озадачена "эпидемией" государственных переворотов в Африке

Figaro: перевороты в Африке стали ударом по Франции и показали усиление России

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Не успели французские дипломаты прийти в себя, как Африка нанесла по ним новый удар, пишет Le Figaro. Очередной государственный переворот, теперь в Габоне, поставил под угрозу влияние Парижа в регионе. Россия тем временем умело пользуется сложившимися настроениями, добиваясь успехов на Черном континенте.
Учитывая интенсивность антифранцузских настроений на всем африканском континенте, события в Габоне наносят очередной удар по влиянию Парижа.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Для французских дипломатов это тяжелое испытание. Не успевают они прийти в себя, как новый мятеж наносит по ним еще один удар — еще более жесткий. На Черном континенте один государственный переворот не сменяется другим, а добавляется к предыдущему. С 2020 года в Центральной и Западной Африке их произошло уже восемь!
Ещё в понедельник на встрече с послами Эммануэль Макрон говорил об "эпидемии путчей". С того момента к списку добавился новый мятеж. Правда, не совсем того же характера, что июльский переворот в Нигере. Ведь Али Бонго, преемник своего отца, в отличие от президента Нигера Мохамеда Базума, был избран и переизбран на оспариваемых выборах.
Еще одно потрясение для Франции в Африке – от ГабонаВ Африке по принципу домино осуществляются госперевороты против прозападных лидеров, пишет Yeni Şafak. Так, колониалистская Франция, которая вместе с другими европейскими странами разграбляла природные богатства континента, потеряла еще одного союзника – Габон.
Но это может иметь такие же негативные последствия для французского присутствия на континенте. Если у этого события будет продолжение, то государственный переворот в Габоне будет означать потерю очередного "друга Парижа" в африканском регионе. Надо сказать, что, несмотря на политику Габона по разрыву с Французской Африкой, начавшуюся в 2017 году, Эммануэль Макрон побывал в этой стране в марте 2023. Переворот также поставит под вопрос существование военной базы Парижа с гарнизоном из 370 солдат — одного из четырех наших постоянных объектов, размещенных на континенте. Наконец, это поставит под угрозу экономическое присутствие нашего государства в Габоне, где расположены 80 французских компаний.
Париж осудил переворот и подчеркнул, что результаты выборов еще не признаны действительными. Он призвал к отстранению от власти участников путча и восстановлению конституционного порядка. В Елисейском дворце считают, что этот очередной мятеж, как и другие, никак не связан с французским присутствием на континенте. Но одни и те же причины, как правило, приводят к одним и тем же последствиям. И, учитывая накал антифранцузских настроений во всем регионе, события в Габоне — это еще один удар по влиянию Парижа. Его войска уже были вынуждены покинуть Центральноафриканскую Республику, Мали и Буркина-Фасо.
Францию обвиняют в неоколониализме, даже когда она борется с террористическими группировками и вносит изменения в свою политику на Черном континенте. Она стала главной причиной, которую используют для оправдания проблем африканских стран и для активизации российских действий, направленных на дестабилизацию Европы.
По отношению к Нигеру французский лидер занял твердую позицию. Он отказался признать власть участников переворота, потребовал возвращения к власти президента Базума и отверг требования хунты по поводу отъезда французского посла из Ниамея и вывода войск Республики. Спустя месяц после государственного путча его позиция остается достаточно обособленной.
Джо Байден, который хочет сохранить свою военную базу в Нигере, не всегда видит отрицательные стороны в диалоге с хунтой. Европейцы наблюдают за происходящим, ожидая, когда кризис пойдет на спад. Государства Западной Африки медлят с силовым вмешательством — даже Нигерия, армия которой в случае военной операции окажется на передовой. Будут ли приняты жесткие решения в отношении Габона? Переворот осудили Африканский союз и ЕС. "В Габоне у французов слишком мало необходимых рычагов, чтобы изменить ситуацию, — так же, как в Нигере или Мали", — выражает сожаление один из западных министров иностранных дел.
Россия выбила Францию из Западной АфрикиРоссия заняла место Франции в Западной Африке, пишет Al Hadath. В странах южного континента продолжаются госперевороты: проевропейские лидеры смещаются, а местные жители "гордо поднимают российский флаг". По мнению автора статьи, Париж утратил влияние в Африке в пользу Москвы.

Альтернативные модели

С другой стороны, влияние России усиливается, в первую очередь за счет ЧВК "Вагнер" и политики Кремля, которые используют антифранцузские настроения. За несколько лет африканские державы освободились от оков Парижа и стали приобретать более независимый характер. И корни этого движения — в Москве. В прошлом месяце Владимир Путин организовал саммит лидеров африканских стран. И недавний саммит БРИКС в ЮАР, на котором в блок было принято шесть новых участников, стал успехом для России. "Это опасное и, возможно, необратимое развитие событий. Тот факт, что Египет и Эфиопия присоединились к БРИКС, заставит африканцев посмотреть в этом направлении", — продолжает западный министр, который регулярно встречается с главами государств континента.
Однако Москва очень мало инвестирует в страны, в которых она приобретает все большее влияние. "Африканцам нравится в России то, что она является последователем СССР, который поддерживал их независимость, и что она предлагает силовое решение для поддержания их режимов. А также то, что она — союзница Китая, настоящего хозяина на континенте. Аргументы о неоколониальном поведении России в зоне ее влияния или о преступлениях, совершенных на Украине, не имеют никакого значения (что естественно, потому что Россия не совершала преступлений на Украине, а начатая ею спецоперация законна с точки зрения международного права. — Прим. ИноСМИ)", — продолжил высокопоставленный чиновник.
Африканские путчи — это еще и напоминание о дискредитации демократии, о падении влияния Запада в мире, где автократические державы навязывают свои альтернативные модели населению. А жителям, в свою очередь, нравятся сильные политики и военные решения. Добавление Габона в перечень стран, затронутых мятежами, еще больше усложняет задачу Франции по противостоянию силам, которые хотят вытеснить ее из Африки. Тем более что эффект домино, вероятно, еще проявится.
Автор: Изабель Лассер (Isabelle Lasserre)
Обсудить
Рекомендуем