Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вернер Рихтер был свидетелем кражи Янтарной комнаты

Янтарная комната осталась в России?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вернер Рихтер смог подобраться к Царскому селу так близко, что мог не только фотографировать, но и наблюдать, как во дворе на три русских грузовика грузили ящики. Этим занимались под надзором русских солдат, очевидно, немецкие военнопленные. Его смена, Гельмут Тухольке и Роберт Гофман, были свидетелями, как следующей ночью дворец был захвачен без боя передовым отрядом унтер-офицера Йеннервайна. Янтарная комната была пуста. По этому поводу 20-го сентября был составлен акт

Когда житель Вольфсбурга Вернер Рихтер (Werner Richter) заглянул 14-го мая в редакцию газеты "Wolfsburger Nachrichten" (WN), его взгляд остановился на заметке под заголовком «Комната готова» в разделе культура. В ней WN сообщала о воссоздании Янтарной комнаты царского дворца под Санкт-Петербургом, которая считается со времени окончания войны пропавшей. Бывший военнослужащий из танковой дивизии, которому сейчас уже 89 лет, вдруг вспомнил об одном дне в сентябре 1941 года.

В момент начала второй мировой войны Рихтер был полицейским в Лейпциге. В 1940 году он был призван, как и тысячи его коллег, в вермахт, в так называемую полицейскую дивизию в Ютербоге. В 1941 году эта дивизия принимала участие в военной кампании в России и дошла до ворот Ленинграда, нынешнего Санкт-Петербурга.

Наблюдение за царским дворцом

В середине сентября он в качестве передового наблюдателя артиллерийской батареи получил приказание разведать, не занят ли летний дворец царицы Екатерины и ее наследников в предместье осажденного города русскими. Рихтер смог подобраться к Царскому селу так близко, что мог не только фотографировать, но и наблюдать, как во дворе на три русских грузовика грузили ящики.

Этим занимались под надзором русских солдат, очевидно, немецкие военнопленные. Это было видно по деталям одежды, они были без касок и головных уборов. Сразу после этого во дворе раздались выстрелы, значение которых Рихтер понял лишь позднее.

Его смена, Гельмут Тухольке (Helmut Tucholke) и Роберт Гофман (Robert Hoffmann), как и он, бывшие полицейские, были свидетелями, как следующей ночью дворец был захвачен без боя передовым отрядом унтер-офицера Йеннервайна (Jennerwein).

Там они сделали для себя страшное открытие: немецкие военнопленные, которых наблюдали, когда они грузили машины, лежали у забора, они были расстреляны. Нужно было, видимо, уничтожить свидетелей погрузки Янтарной комнаты. Три грузовика находились еще там, русские, отступая к Ленинграду, их не забрали.

Янтарная комната была пуста

Немецкие солдаты нашли восемь-девять ящиков. В них среди прочего находились шкафы в стиле барокко, зеркала. Двумя днями позднее они узнали, что речь шла о знаменитой Янтарной комнате. Прежде полная драгоценностями комната была пуста. На стенах еще оставались отдельные деревянные детали и куски джута. По этому поводу 20-го сентября был составлен акт. «Трофей» оттуда уже увезли.

Дальнейшее местонахождение Янтарной комнаты прослеживается до февраля 1945 года. Она была собрана в замке в Кенигсберге, пострадала во время бомбардировки, а при отступлении была упакована в ящики и увезена. Под Кюстрином машины с грузом попали в руки русских, и груз должен был оказаться в Москве.