Возможно, Владимир Путин и пользуется всеобщей любовью у себя дома, но за границей он выглядит все более и более одиноким. Судя по всему, ничто не помешает действующему президенту России одержать убедительную победу на выборах с подавляющим большинством голосов, что в общем-то не удивительно, учитывая то, как он расправился с и без того слабой оппозицией. По сути дела, второй срок пребывания Путина на посту президента уже начался. Но на Западе его некогда преданные друзья начинают постепенно от него отдаляться.

Всего лишь год назад мировые лидеры буквально осаждали российского президента с призывами поддержать или выступить против войны в Ираке. В сентябре прошлого года не кто иной, как сам Джордж Буш (George Bush) рассыпался в похвалах российской демократии и правовому государству. В ноябре эстафету подхватил итальянский премьер-министр Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi), председательствовавший на встрече 'Европейский союз-Россия'. Отвечая на вопросы журналистов, господин Берлускони положительно отозвался о работе Владимира Путина. Но еще в январе госсекретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell) вовсю критиковал русских за злоупотребление принципами демократии. А не далее как в прошлом месяце Европейская комиссия выступила с жестким заявлением о разрыве двусторонних отношений, в котором российская сторона подверглась суровой критике.

Бедный-бедный Владимир Путин! А ведь в том, как теперь относятся к России на мировой арене, винить только его не поворачивается язык. Просто у американского лидера вдруг возникла необходимость успокоить у себя дома анти-путинские настроения, которые он благополучно игнорировал до выборов. А решение о расширении ЕС, которое будет принято 1 мая этого года, почти наверняка вызовет споры вокруг новых требований, связанных с получением визы и установлением таможенных пошлин. Проблемы возникнут и с присоединением стран, которые в силу ряда исторических причин имеют все основания с подозрением относиться к России. Нет никаких сомнений в том, что большинство споров прекратятся сразу же после 1 мая.

И все же на Западе правильно делают, что высказывают беспокойство относительно того, каким курсом идет российский корабль под управлением нынешнего президента. Результаты последних парламентских выборов в России принесли пропутинской партии 'Единая Россия' практически полный контроль над государственной Думой и ее комитетами. Страну лихорадит от расследований и арестов крупных предпринимателей, которые в свое время играли не последнюю роль в политической жизни страны, и это говорит о том, что принцип верховенства закона применяется только тогда, когда это выгодно государству. Никого теперь не обманешь заявлениями о том, что 'успешно прошедшие' в октябре выборы президента Чечни, в результате которых у власти оказался Ахмад Кадыров (Akhmad Kadyrov), являются первым признаком 'нормализации', если, конечно, это понятие не означает придания государственного статуса кровавой анархии. А как насчет надругательства над понятием 'свобода слова' в средствах массовой информации? Невозможно также игнорировать и то, что влияние российских правоохранительных органов и спецслужб зашло слишком далеко.

Пропасть, существующая между оптимистами и пессимистами относительно будущего России, всегда была огромной, теперь же она стала еще шире. Защитники Путина твердят о том, что при нем появилась стабильность и начался экономический подъем (несмотря на то, что все понимают - это мнимое благополучие объясняется высокими ценами на нефть и восстановлением после кризиса 1998 г.); он, дескать, укрепляет государство, бывшее в критическом состоянии, и это в свою очередь позволяет ему быстрее воплощать в жизнь экономические реформы. Их самый главный аргумент это то, что в такой огромной и трудной для управления стране как Россия невозможно за пару лет построить демократические институты, ведь даже на Западе этот процесс занял несколько сот лет. И в самом деле, дела у России идут не хуже, чем в любой другой из бывших советских республик, не говоря уже о странах третьего мира. Более того, российский президент чрезвычайно популярен у себя дома. Так почему бы не позволить ему продолжать в том же духе?

Ответ на этот вопрос очень прост - даже если Владимир Путин в свой второй срок докажет, что он великий реформатор, это не будет иметь никакого значения, ведь его преемник никому пока не известен и вполне возможно, что он окажется намного хуже. И сейчас действующий президент создает для этого своеобразного джокера такое государство, в котором последний будет обладать неограниченной властью. И это делает Россию не сильной, как хочет Путин, а наоборот - очень уязвимой. И многие из тех проблем, с которыми российский президент пока не может справиться, представляют собой реальную угрозу для Запада. Это и развал вооруженных сил, и отсутствие обслуживания ядерного арсенала, и распространение СПИДа, и рост террористической активности и гуманитарные катастрофы (прежде всего Чечня).

Вечный вопрос: что делать?

Так что же теперь делать? Во-первых, хорошо хотя бы то, что западные политики наконец-то перестали притворяться и твердить о том, что в России существует свободная демократия. Слабые упреки и тихое ворчание на официальных встречах ни к чему не приведут. Однако сама Россия хочет от нас более конкретных шагов, например, упрощения визового режима. Уклонение от обсуждения более насущных проблем всегда было излюбленной переговорной тактикой Москвы, так почему бы и нам не взять ее на вооружение? Западные политики должны идти на уступки лишь тогда, когда Россия со своей стороны станет более сговорчивой.

Во-вторых, Запад может оказывать прямую помощь российским средствам массовой информации и общественным организациям. Хотя русские терпеть не могут такого рода помощь - в прошлом году они буквально выгнали из страны Американский корпус мира, постоянным нападкам подвергаются иностранные организации по правам человека и защите окружающей среды. Запад может добиться принятия таких программ в обмен на другие уступки. Бюджет, выделенный США на развитие демократии в России, намного ниже по сравнению с аналогичными бюджетами для Грузии или Украины. Начиная с 2002 г., общее финансирование, осуществлявшееся в России под эгидой 'America's Freedom Support Act', значительно снизилось. В следующем году будет выделено еще меньше средств, и в этом нет ничего удивительного, учитывая все описанные выше разочарования. И все же по сравнению с теми средствами, которые выделяются на реконструкцию Ирака, финансовые затраты на развитие демократических процессов в России и странах бывшего Советского Союза представляются просто мизерными. Ведь даже небольшое увеличение этой бюджетной статьи может благоприятным образом сказаться в будущем на развитии демократии в России.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.