Безусловно, этот проект Сталина был одним из самым иллюзорных и утопичных: создать родину для евреев в Восточной Сибири, в безлюдной земле среди непроходимых лесов, болот и диких зверей.

В 1934 году советский диктатор объявил о создании Еврейской автономной области со столицей в городе Биробиджане и убедил десятки тысяч бедных евреев-крестьян из Белоруссии и Украины переселиться туда, чтобы заняться сельским хозяйством. Спустя несколько десятилетий еврейская община Биробиджана, опустошенная болезнями, годами Большого Террора и эмиграцией в Израиль, почти исчезла.

Десять лет назад здесь оставалось всего несколько тысяч евреев. Большинство из них забыли родной язык идиш и не желали признавать в качестве своей религии иудаизм.

Сейчас, когда сталинская попытка создать социалистический Израиль в глухой тайге кажется забытой даже историей, местные евреи начали осуществлять новую попытку возрождения, подпитку которой дает процветающая экономика, деньги зарубежных еврейских групп и возвращающиеся из Израиля эмигранты, которые разочаровались в своей исторической родине.

'Пятнадцать лет назад еврейская жизнь здесь была на грани исчезновения, - говорит Валерий Гуревич, заместитель главы администрации Еврейской автономной области, - а в этом году к нам впервые приехало больше евреев, чем уехало'.

68-летний Изя Промушкин и его 65-летняя жена Циля входят в число тех трехсот эмигрантов, что вернулись в этом году. Они эмигрировали в Израиль пять лет назад вместе с сыновьями Романом и Мишей, которым за сорок. Однако вскоре они разочаровались в этой стране из-за отсутствия работы, неспокойной обстановки, а также из-за глубокой пропасти, разделяющей культурные корни говорящих на идише и на иврите, который преобладает в Израиле.

Изя Промушкин говорит: 'Там мы жили в однокомнатной квартире. Здесь у нас была трехкомнатная. В Израиле люди просто просиживают целыми днями на скамейках, ничего не делая. Они не знают, что такое ходить в лес за ягодами или грибами. И климат здесь намного лучше'.

Количество евреев в Биробиджане растет, хотя и довольно медленными темпами. Это происходит впервые за последние пятьдесят лет. Данная тенденция сопровождается заметным возрождением еврейской культуры. На центральной улице Ленина заканчивается строительство новой синагоги, которую хотят открыть в день 70-й годовщины создания автономной области, которая будет отмечаться в следующем месяце.

Четыре года назад в Биробиджане открылся еврейский культурный центр. Библиотека центра на идише и иврите постоянно пополняется новыми книгами. Курсы преподавания этих языков привлекают десятки молодых евреев и даже некоторых русских. В продаже есть еврейские газеты.

'Впервые с сороковых годов еврей в Биробиджане может удовлетворить свои культурные и религиозные потребности', - говорит Лев Тойтман, 79-летний глава местной общины, бывший во время Великой Отечественной войны снайпером в Красной Армии.

Идея создания земли для евреев была частично результатом коммунистического учения, в котором указывалось, что любая нация должна найти свою родину в великом Советском Союзе, а частично - опасениями, что Китай может попытаться захватить этот малозаселенный и удаленный от центра регион.

Тысячи крестьян-евреев ответили на призыв Коммунистической партии поселиться в Сибири. К ним присоединились более 1 000 евреев из-за рубежа, в частности, из Америки.

Для большинства из них мечта не осуществилась. Переселенцы были вынуждены жить в примитивных деревянных бараках. Многие умерли от болотной лихорадки. Евреи, приехавшие из-за рубежа, либо покинули Сибирь, либо погибли в результате сталинских чисток.

После войны Биробиджан пережил краткий период 'ренессанса', когда сюда прибыло новое пополнение евреев, среди них - выжившие в фашистских концлагерях. Еврейское население увеличилось до 45 тысяч человек. Однако с ростом антисемитизма в конце сороковых еврейские заведения были закрыты, а лидеры еврейских общин исчезли в лагерях Гулага.

В 2002 году евреи составляли менее пяти процентов населения автономной области. Однако сегодня местная еврейская община смотрит в будущее с оптимизмом.

Говорит 55-летняя Надежда Яковлевна, библиотекарь культурного центра: 'Я вижу, сколько детей приходит в наши воскресные школы и клубы. Они поют песни на идише. Есть радиопрограмма, выходящая в эфир на идише. Конечно, это возрождение. Мой сын вернулся из Израиля. Он сказал, что у России есть будущее, это великая страна с огромными ресурсами'.