Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Атавистическое отношение к евреям в России вызывает более серьезную озабоченность, чем в остальной Европе

В частных беседах высокопоставленные представители России нередко делают антиеврейские высказывания, однако они стараются не повторять их на публике

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Даже при Леониде Брежневе коммунистическая пропаганда придерживалась определенных рамок: она старательно избегала критиковать евреев как нацию или оговаривать иудаизм как религию. Подобной застенчивости не было и в помине у редакторов, политиков и других русских националистов, которые в открытом письме, опубликованном на этой неделе, предложили новаторский способ реакции на антисемитизм: запрет всех еврейских организаций.

Номер за 29 января - 4 февраля 2005 года. Даже при Леониде Брежневе, когда желающих эмигрировать преследовали, и евреев не принимали на учебу в некоторые университеты, а также не брали на работу в некоторых профессиях, коммунистическая пропаганда придерживалась определенных рамок: она старательно избегала критиковать евреев как нацию или оговаривать иудаизм как религию. Подобной застенчивости не было и в помине у редакторов, политиков и других русских националистов, которые в открытом письме, опубликованном на этой неделе, предложили новаторский способ реакции на антисемитизм: запрет всех еврейских организаций. С атавистической грубостью, которая бросила в дрожь либерально настроенных москвичей, подписанты заявили, что недавние проявления антисемитизма являются либо справедливой реакцией на "типично еврейские черты", которые вызывают неприязнь у всякого настоящего патриота, либо провокациями, которые совершили сами евреи.

Если пропагандисты сталинской эпохи, говоря о евреях, использовали такие дескрипторы, как "космополит", то новое письмо было более прямым. Отдельные его параграфы похожи на отрывки из "Протоколов сионских мудрецов", образчика антисемитской пропаганды, который использовался еще царской полицией, а позднее - нацистами. В классических тонах теории заговоров это письмо заявило, что "весь демократический мир находится под финансовым и политическим контролем международного иудаизма, чем открыто хвастают известные банкиры". Если имелось намерение шокировать и проверить реакцию президента Владимира Путина накануне его визита в Аушвиц, то его ответ был скорым. Министерство иностранных дел заявило, что данное письмо "не имеет ничего общего с официальной позицией российского руководства", и назвало время его появления в печати "особенно прискорбным".

Как само письмо, так и реакция на него подтверждают то, что многие наблюдатели за Россией уже чувствовали. С одной стороны, антисемитизм (который пустил глубокие корни в России) все еще бурлит в нескольких миллиметрах под поверхностью российской жизни - хотя в наше время он сосуществует с еще более распространенными видами предрассудков, такими, как ненависть к чеченцам и вообще к выходцам с Кавказа. С другой стороны, г-н Путин, памятуя об имидже России и своих хороших личных отношениях с высокопоставленными израильтянами и евреями, озабочен тем, чтобы не позволить антисемитизму вырваться на поверхность.

"В частных беседах высокопоставленные представители России нередко делают антиеврейские высказывания, однако они стараются не повторять их на публике", - говорит Дмитрий Саймс (Dimitri Simes) из американской аналитической организации "Никсоновский центр". В своей кампании против российских олигархов, многие из которых являются евреями, г-н Путин и его команда избегают упоминать об их происхождении. Но возможно ли, что все это изменится? Может ли случиться так, что будущее российское правительство решит разыграть антисемитскую карту, зная, что оно может рассчитывать на широко распространенную ксенофобию?

Этот риск может стать сильным, если случится более широкий политический кризис - что станет возможным, если вдруг распадется коалиция чиновников, националистов и руководителей службы безопасности, которые сегодня контролируют Кремль. В ближайшем будущем это представляется маловероятным, хотя кажется, что власть г-на Путина в данный момент стала чуть менее сильной, чем была несколько месяцев назад. Но что бы нас ни ждало впереди, Маша Липман (Masha Lipman) из московского Центра Карнеги говорит, что "политические перемены, вызванные кризисом, безусловно, не приведут к власти более толерантных, либеральных людей".

Пусть так, но то, что высветила произошедшая на этой неделе перебранка из-за антисемитизма, вызывает беспокойство. Если нелибералы (то есть личности еще менее либеральные, чем те, кто сегодня стоит у руля) захватят власть, демоны предрассудков появятся, как по волшебству. Действительно, некоторые уже работают: 14 января на одной московской улице было совершено нападение на двух раввинов.

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Путин: речь в Освенциме, и ни слова о евреях ("The Jerusalem Post", Израиль)

Где был Бог, когда творилось зло? ("The Wall Street Journal", США)

Кровь Освенцима в венах Израиля ("ABC", Испания)

Освенцим взывает к Европе ("The Financial Times", Великобритания)

Вечная память ("The Guardian", Великобритания)