В России мало кто по настоящему скорбит о Борисе Ельцине - пока
В открытом гробу, выставленном для прощания, мы в последний раз увидели знакомое одутловатое лицо Бориса Ельцина. Его родные плакали; простые россияне, крестясь, проходили мимо, прощаясь с покойным. Священники глубоким басом просили Господа простить прегрешения первого президента России. У гроба застыли солдаты почетного караула.
При всей своей суровости русские - народ сентиментальный. Тысячи москвичей выстроились в очередь, чтобы отдать дань уважения покойному в Храме Христа Спасителя (он был взорван при большевиках и восстановлен при Ельцине). Кроме того, россияне весьма патриотичны. 'Он был нашим президентом, - замечает его земляк-уралец, приехавший попрощаться с Ельциным. - История рассудит, прав он был или нет'. Некоторые в 1991 г. стояли 'живым кольцом' у здания российского парламента: вместе с Ельциным они боролись против путчистов-консерваторов. 'Он освободил нашу душу', - говорит плачущая пожилая женщина.
Тем не менее, давний соперник Ельцина, Михаил Горбачев, выразил настроения большинства россиян: прервав поток вежливых славословий и слащавых телемонтажей, он указал на допущенные покойным 'серьезные ошибки'. Судьбу Ельцина он назвал 'трагической'. Еще до его ухода с поста большинство россиян по всей стране, от Калининграда до Владивостока, не испытывали к своему президенту ничего, кроме презрения - отчасти из-за галопирующей инфляции, невыплаты зарплат, разграбления народного достояния олигархами, но еще больше из-за унижения, которому он, по их мнению, подвергал страну своими пьяными клоунскими выходками.
Впрочем, отчасти дурную репутацию первому президенту России создала официальная пропаганда уже во времена его преемника Владимира Путина (из-за похорон Ельцина он перенес на день свое ежегодное послание о положении в стране). Путинский Кремль постоянно противопоставляет хаос ельцинской эпохи периоду стабильности, якобы наступившему после нее. Но некоторые считают, что между двумя режимами сходства не меньше, чем различий - и не только в позитивном смысле.
Подобно своему предшественнику, Путин постоянно говорит о борьбе с коррупцией, но она по-прежнему цветет пышным цветом, обещает установить 'диктатуру закона', но сам допускает беззаконие. Подобно Ельцину, он окружил себя кремлевской кликой, и передал управление многими отраслями экономики кучке 'своих' - пусть даже речь идет не о сомнительных приватизационных сделках, а о руководстве государственными предприятиями. Кроме того, хотя Ельцин мог похвастаться подлинным демократизмом, чего о Путине не скажешь, он тоже порой скатывался к агрессивному национализму, вмешиваясь во внутренние дела соседних постсоветских государств, да и с результатами выборов позволял себе обращаться 'вольно'. Он не только создал условия, из-за которых россияне приветствовали путинские авторитарные порядки, но и лично 'помазал на царство' бывшего офицера КГБ - сначала, в августе 1999 г., назначив его премьер-министром, а затем расчистив ему путь к президентскому креслу собственной досрочной отставкой.
Свои первые шаги Ельцин сделал в крестьянской избе на Урале. В последний путь он отправился из Храма Христа Спасителя, где его проводили Билл Клинтон, Джордж Буш-старший, сэр Джон Мэйджор, Владимир Путин (бросалась в глаза его бледность), и другие 'официальные лица', к Новодевичьему кладбищу - самому престижному месту захоронения после Кремлевской стены. У могилы вдова и дочь в последний раз обняли покойного. Гроб везли на лафете; в землю его опускали под залпы артиллерийского салюта. Церемониал пришлось разрабатывать на ходу: в последний раз в России главу государства отпевали по православному обряду в 1894 г., а демократически избранного лидера хоронили в первый раз. Время покажет, не будет ли он и последним. . .