Меньше двух лет назад мэр Москвы Юрий Лужков назвал небоскреб Башня 'Россия' 'символом России, которая устремлена в будущее, ввысь' и пообещал завершить строительство этой осенью. С тех пор башня, которая должна была стать самой высокой в Европе, не выросла ни на сантиметр.

Ее судьба показывает, насколько серьезно рецессия ударила по российскому строительному буму, подогревавшемуся нефтяными деньгами, и планам превратить Москву в город небоскребов - своеобразный Дубай Востока (так в тексте, - прим. перев.). Внезапное падение цен на нефть и сырье, положившее конец восьми годам непрерывного экономического роста, заметно подрезало крылья девелоперам.

В ноябре финансировавший строительство Башни 'Россия' олигарх Шалва Чигиринский, приостановил проект, иронически возложив вину за это на бывшего президента США Джорджа Буша, вызвавшего финансовый кризис. В дальнейшем положение г-на Чигиринского продолжало осложняться, и теперь московские чиновники заявляют, что Башня, вероятно, никогда не будет построена.

'Жесткие экономические условия заставляют инвесторов отказываться от излишеств, - заявил в интервью журналу 'Итоги' первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин. - Мы готовы отказаться от идеи строительства в 'Москва-Сити' самого высокого здания в Европе'.

Проект делового квартала 'Москва-Сити' общим бюджетом в 15 миллиардов долларов, в котором должна была быть возведена Башня 'Россия', стал одной из самых заметных жертв экономического спада.

Планировалось, что он будет соперничать с нью-йоркским Манхэттеном или лондонским Канари-Уорф. Это был образцово-показательный проект Кремля, символизировавший рост влияния России на мировой арене.

Но тут рухнул мировой кредитный рынок, и строительные компании, чрезмерно полагавшиеся на заемные деньги, лишились притока средств. Сейчас часть строивших 'Москва-Сити' гастарбайтеров уже разослали по домам, краны на стройке неподвижно застыли, а окна нескольких частично законченных башен по-прежнему не застеклены.

'До кризиса концепция прекрасно соответствовала общему экспансионистскому настрою, - считает бывший председатель совета директоров работающей в сфере коммерческой недвижимости компании Jones Lang LaSalle Russia Майкл Ланге (Michael Lange). - Сейчас на месте Башни 'Россия' планируют строить автостоянку'.

Для Кремля проблемы с подобными престижными проектами крайне неудобны. Президент Дмитрий Медведев говорил, что он хочет превратить Москву в мировой финансовый центр, и в 'Москва-Сити' его слова должны были воплотиться в жизнь. В общей сложности площадь помещений квартала по плану составляла 44 миллиона квадратных футов, что было примерно сравнимо с шестнадцатью Эмпайр-Стэйт-билдинг , и отражало размах кремлевских амбиций.

Возвести целый лес стеклянных высоток всего в четырех километрах от Кремля планировалось еще с начала девяностых, однако в то время Россия была относительно бедна, и проект продвигался медленно.

Сначала был построен пешеходный мост через Москву-реку в виде крытой галереи, за ним последовало многоэтажное офисное здание с дорогим коктейль-баром на верхнем этаже.

Однако всерьез инвесторы (в основном российские) начали вкладываться в проект лишь в 2005-2006 годах, когда подскочили нефтяные цены. Они бросились финансировать гигантские многоцелевые проекты - настоящие святилища современности, включая строительство комплекса из двух небоскребов-близнецов под названием 'Город столиц' и офисного комплекса футуристического вида, названного 'Федерацией'. Одновременно городское правительство Москвы активно тратило средства на развитие инфраструктуры - в частности оно открыло две новые станции метро.

Когда комплекс начал входить в эксплуатацию, к финансированию строительства начали подключаться международные компании, такие как International Business Machines и Citigroup и российские банки. Сегодня завершено уже семь башен и других строений. Остальные 13 зданий крупнейшего в России строительного проекта пребывают в разной степени готовности.

Хотя строительство некоторых высоток продолжается, работа над транспортным терминалом, который должен был соединить район с московскими аэропортами, была заморожена.

Заморожено было и строительство многоэтажного муниципального дворца бракосочетаний, в котором, как планировалось, москвичи должны будут приносить брачные обеты. Кроме этого, застопорились работы еще на двух высотных башнях.

'Мы считаем, причиной этого в первую очередь нехватку средств', - заявил Марк Поллитт (Mark Pollitt) - сотрудник брокерской компании Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko, специализирующейся на операциях с недвижимостью.

'Мэр Москвы Юрий Лужков обещал, что 'Москва-Сити' будет достроен к концу 2011 года, - добавляет он. - Однако в действительности строительство может затянуться до 2015 - 2018 года'.

Вдобавок к прочим проблемам резко упал спрос на офисные помещения. В итоге в 'Москва-Сити' пустует почти четверть завершенных офисов - это самый высокий в Москве процент.

Многие инвесторы вынуждены был покинуть проект или уступить свою долю кредиторам. В результате сейчас почти все здания 'Москва-Сити' принадлежат или заложены двум крупнейшим контролируемым государством банкам России - 'Сбербанку' и 'ВТБ'.

Наш корреспондент, посетивший недавно строительство, обнаружил, что большинство кранов бездействуют. У пустующих котлованов греются на летнем солнышке бездомные псы, в окнах заранее сооруженных бытовках маячат скучающие рабочие-мигранты.

По словам безработного прораба Александра Пивоварова, бродящего по комплексу в поисках работы, он везде встречает отказы. 'Все остановилось, - говорит он. - Куда только ушли деньги?'

____________________________________________________

Обсудить публикацию на форуме