Крупнейшей в мире железнодорожный оператор РЖД понес значительные убытки в первом полугодии 2009. Компания намерена сократить 5% из миллиона своих служащих, то есть около 54 000 человек.

Настоящему динозавру постсоветской экономики ОАО "Российские железные дороги" не удалось избежать последствий кризиса. Столкнувшись с падением объема грузо- и пассажироперевозок, владелец крупнейшей в мире железнодорожной сети объявил о чистых убытках в размере 14 миллиардов рублей (300 миллионов евро) за первые шесть месяцев 2009 года. И это при том, что в первом полугодии 2008 прибыль компании составила 27 миллиардов рублей (600 миллионов евро). Теперь становится понятным весь размах кризиса, охватившего ОАО РЖД, которое на протяжении десяти последних лет показывало лишь устойчивый рост: страна экспортировала все больше сырья (в частности, по железным дорогам), а население много путешествовало благодаря потребительскому буму. С первого января продажи РЖД сократились на 9%, упав ниже отметки в 500 миллиардов рублей (10 миллиардов евро).

В результате, компания разработала план по снижению расходов на 175 миллиардов рублей (4 миллиарда евро), который, однако, не коснулся ее крупных проектов. РЖД собирается ограничить работы по обновлению своей сети и на 40% сократить инвестпрограмму на 2009 год (до 250 миллиардов рублей, т.е. 5,5 миллиардов евро), но по-прежнему рассчитывает построить новые высокоскоростные линии Москва - Санкт-Петербург и Москва - Нижний Новгород, по которым будут ездить поезда Siemens. Приоритетными остаются также проекты в Сочи, месте проведения Зимних Олимпийских игр 2014 года.

Предотвращение массовых увольнений

Кроме того, одним из основных положений антикризисного плана является сокращение 53 700 работников, то есть около 5% из 1,2 миллиона служащих компании. Уверяя всех в своем стремлении "избежать массовых увольнений" в частности среди квалифицированных кадров, РЖД заявляет, что основная часть будет покрыта с помощью "сокращения рабочих часов и постепенного уменьшения количества персонала в сменах", а также "добровольных увольнений, уходов на пенсию и устранению незанятых должностей". С тех пор как компания анонсировала весной свой план и прекратила прием новых сотрудников, было ликвидировано уже более 19 000 рабочих мест.

Дело в том, что штат РЖД, как и ряда других крупных постсоветских компаний, намного превышает количество служащих западных компаний, работающих в той же области. Например, в каждом пассажирском вагоне по-прежнему работают один-два проводника. Сокращение рабочих мест было серьезно ограничено по политико-социальным причинам в период экономического роста, но стало необходимой мерой в условиях кризиса. Тем не менее, власти все же предостерегли как государственные, так и частные компании от чрезмерных увольнений.

Несмотря на обилие рабочих мест, зарплаты в РЖД по большей части оставляют желать лучшего, что уже долгое время вызывает недовольство работников. Так, в апреле 2008 года машинисты провели однодневную забастовку (редкий для России случай), требуя повышения зарплат. Опасаясь народного гнева, Кремль хочет избежать повторных остановок работы в период кризиса, тогда как в различных регионах и отраслях промышленности уже происходят забастовки и акции протеста.

Обсудить публикацию на форуме

____________________________________________________________

Siemens собирается построить локомотивный завод в России ("Handelsblatt", Германия)

Areva угрожает Siemens из-за сделки с Россией ("The Financial Times", Великобритания)

Акционерное общество 'Кремль' наступает ("Welt am Sonntag", Германия)