Одиссея похищенного восемью пиратами и найденного затем у островов Зеленого мыса сухогруза сейчас в центре внимания СМИ и экспертов.

Путешествие пропавшего около трех недель назад в Атлантике судна Arctic Sea, наконец, подошло к концу. Почти. Развязка этой детективной истории оставляет без ответа слишком много вопросов. Следовавший под мальтийским флагом сухогруз с российским экипажем на борту, принадлежащий финской компании Solchart Management, был найден в понедельник в 300 милях (550 километрах) от островов Зеленого мыса, заявил в понедельник министр обороны России Анатолий Сердюков.

Корабль отправился 23 июля из Финляндии в Алжир и пропал с радаров 31 июля, когда выходил из пролива Ла-Манш. По информации Москвы все 15 членов экипажа "целы и невредимы". Освобожденные без единого выстрела моряки находятся на российском сторожевом корабле "Ладный". О деталях произошедшего министерство начало говорить лишь вчера утром. Задержка, безусловно, была вызвана необходимостью придумать правдоподобную легенду.

Нем как рыба

По данным российского министерства судно Arctic Sea было захвачено 24 июля восемью пиратами: четырьмя латышами, двумя россиянами и двумя эстонцами. "Они поднялись на борт под предлогом неполадки двигателя и, угрожая экипажу оружием, заставили его выполнять все свои приказы", рассказал министр президенту России Дмитрию Медведеву. Затем пираты выключили все навигационное оборудование и приказали экипажу взять курс на Африку. Условия ареста пиратов, которых в настоящее время допрашивают на "Ладном", не разглашаются. Семьям членов экипажа так и не удалось вчера с ними поговорить. Директор же Solchart Management утверждает, что ему по-прежнему неизвестно местонахождение сухогруза.

Как же предполагаемым пиратам удалось добраться до Зеленого мыса через европейские воды? Почему они пошли на такой риск из-за простого груза древесины, стоимость которого лишь немного превышает миллион евро (не слишком большой куш)? Наконец, почему российские военные корабли Черноморского флота, находившиеся тогда в Атлантическом океане, были немедленно приведены в состояние боевой готовности и отправлены на поиски этого судна? Все это заставляет задуматься о настоящем грузе Arctic Sea.

"Правду мы не узнаем. Экипаж будет нем как рыба, так как в этой истории, по-видимому, столкнулись интересы различных государств", считает Михаил Войтенко, эксперт, внимательно следивший за злоключениями сухогруза. Он опасается, в частности, что из экипажа могут сделать настоящего козла отпущения. Так, отвечая вчера на вопросы журналистов о возможном сговоре моряков с пиратами, российский министр обороны заявил: "Следствие еще не окончено".

Операция

В истории с Arctic Sea существует целый ряд странностей, значительная часть которых вызвана распространяемой Москвой ложной информацией. Постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин подчеркнул, что освобождение корабля было "блестящей операцией" и что "подобная информация была намеренно передана СМИ для того, чтобы скрыть настоящие действия российских военных".

Дэвид Ослер, эксперт специализирующейся на морской промышленности британской газеты Lloyd's List, считает, что российские власти еще не закончили заметать следы и, "возможно, не говорят всей правды".

Со времени исчезновения судна СМИ и эксперты выдвинули множество гипотез: новая форма пиратства, наркоторговля, коммерческие разногласия или даже торговля оружием, вплоть до доставки ядерных компонентов в Иран или Сирию. А за неимением четких объяснений произошедшего могут появиться и другие версии.

Обсудить публикацию на форуме

____________________________________________________

Пиратский интернационал ("Delfi", Эстония)

Москва нашла пропавшее судно, но молчит об обстоятельствах его исчезновения ("The Wall Street Journal", США)

Странный случай с исчезновением корабля ("The Washington Post", США)