Год назад Россия и Грузия начали войну. В связи с годовщиной этой войны возобновились споры о причинах конфликта и о будущем кавказского региона. Наша страна основное внимание должна уделить тому, чтобы помочь Грузии в становлении институтов, которые способствуют развитию демократии и укреплению стабильности. Грузия добилась за прошедший год значительного прогресса в восстановлении страны, но ее политическая среда по-прежнему остается хрупкой и чрезвычайно поляризованной. Власти затыкают рот средствам массовой информации, гражданское общество ослаблено, а на улицах проходят демонстрации.

Грузия постоянно демонстрирует свое стремление к модернизации и интеграции в евроатлантическое сообщество, а Соединенные Штаты по-прежнему рассматривают ее в качестве важного союзника в этом стратегически значимом регионе. По просьбе спикера палаты представителей Нэнси Пелоси (Nancy Pelosi) я в августе прошлого года сразу после окончания конфликта отправился в Грузию, чтобы выразить солидарность с грузинским народом и доставить туда гуманитарную помощь. Соединенные Штаты после этого не раз демонстрировали преданность этой стране, предоставляя ей значительную помощь на нужды послевоенного восстановления.

Во время своего недавнего визита в Москву президент Обама вновь подтвердил, что США поддерживают суверенитет Грузии и ее право самой выбирать союзников. Он заявил, что Соединенные Штаты Америки не признают независимость двух сепаратистских регионов этой страны - Абхазии и Южной Осетии. Президент также выразил поддержку США дипломатическим усилиям по восстановлению территориальной целостности Грузии. В прошлом месяце в грузинской столице Тбилиси побывал вице-президент Байден, который заявил: "Наше партнерство зиждется на фундаменте общих демократических идеалов :. и мы будем и впредь поддерживать ваши усилия по оправданию демократических надежд шестилетней давности".

Те реформы, которые необходимо осуществить для укрепления зарождающейся грузинской демократии, хорошо известны. Это дальнейшее развитие честных и справедливых избирательных процессов и независимой судебной системы, соблюдение прав человека и уважение власти закона, создание живого и активного гражданского общества, независимых средства массовой информации, ответственная и прозрачная выработка политических решений, а также соблюдение строгого равновесия между исполнительной и законодательной ветвями власти. Президент Михаил Саакашвили отчетливо понимает, что необходимо сделать. В своем выступлении перед парламентом накануне визита Байдена он предложил провести реформы, который существенно улучшат политическую систему Грузии.

Эти предложения поразительно похожи на те меры, которые Саакашвили обрисовал в сентябре, когда пообещал Генеральной Ассамблее ООН, что в Грузии будет вторая "революция роз". Теперь пришло время претворить эти слова в жизнь, чтобы действительность соответствовала риторике. Всем грузинам надо общими усилиями обеспечить полную реализацию этих реформ до президентских выборов, которые состоятся в 2013 году. Саакашвили и его правительство должны проявить такую же энергию и преданность строительству демократии, какую они продемонстрировали в реструктуризации экономики и государственного сектора. А оппозиции следует сесть за стол переговоров и начать конструктивные дискуссии. Реформы должны быть глубокими и реальными; поправки в налоговый кодекс и совершенствование чиновничьего механизма хоть и важны, но сами по себе они не являются истинной демократией.

Соединенным Штатам необходимо воспользоваться этой возможностью и помочь грузинам наладить серьезный диалог и провести ключевые преобразования. Однако из всего объема помощи, предоставленной Грузии после конфликта, лишь 4 процента в настоящее время выделяется на программы по укреплению демократии. Выделение дополнительных средств поможет в ближайшее время удвоить финансирование программ демократии и совершенствования государственного управления. Но у меня есть опасения, что на критическом этапе перед выборами 2013 года объемы этого финансирования опять сократятся до явно не отвечающего современным требованиям прежнего уровня.

Я неоднократно призывал администрацию Буша и Обамы - на слушаниях и во время законодательной работы, в последний раз при обсуждении закона о деятельности госдепартамента, принятого палатой представителей в июне - сосредоточить внимание на политическом развитии Грузии. Хотя Агентство международного развития США (USAID) и его партнеры заслуживают самых лестных слов за их работу в Грузии, у них недостаточно средств для выработки долгосрочной стратегии по решению конкретных проблем, которые преследуют эту неопытную демократию.

Поскольку администрация готовится к распределению остатка тех средств, что Конгресс выделил для Грузии, я призываю ее руководство рассмотреть вопрос об увеличении доли финансирования долгосрочных программ развития демократии и совершенствования государственного управления. Тем самым она покажет, что демократическое развитие это ее ключевая цель, а не просто тема для разглагольствований. Безусловно, инвестирование средств в политическое будущее Грузии гораздо важнее строительства очередной дороги.

Грузия находится на критическом для себя перепутье. Достаточно взглянуть на снижение рейтинга этого государства в ежегодной оценке, которую Freedom House готовит по посткоммунистическим странам переходного периода в Европе и Евразии, чтобы понять: Грузия не на правильном пути. В последнем докладе этой независимой организации Грузии поставлена самая низкая оценка по демократии после 2005 года. После конфликта с Россией и в условиях последовавших экономических трудностей правительство Грузии не должно поддаваться искушению укреплять стабильность за счет ослабления демократии.

Соединенные Штаты сделали крупную ставку на будущее Грузии. Мы должны воспользоваться нашим влиянием на грузинских политических руководителей, чтобы обеспечить дальнейшее движение страны в правильном направлении. А что касается создания политических институтов Грузии, нам следует вкладывать деньги туда, где это больше всего необходимо. И пусть наследие прошлогодней войны превратится в новое обязательство Грузии оправдать надежды "революции роз" в партнерстве с Соединенными Штатами.

Автор статьи - член палаты представителей Конгресса США от Демократической партии, председатель комитета этой палаты по международным делам.

__________________________________________________________

Обсудить публикацию на форуме