По традиции в августе активизировались отношения между Литвой и Россией, что подняло целый ряд интересных размышлений на тему геополитики Литвы. Мнения слышатся самые разные - начиная с того, что заложенная А.Кубилюсом линия "согревания" отношений с Россией потерпела фиаско, и, заканчивая побуждением "говорить с Россией", а не злить ее какими-то заявлениями, в которых выражены интересы Литвы.

Эта полемика несомненно очень интересна и полезна с точки зрения аналитики. Однако она, как и многие дискуссии, проходившие до этого, скорее всего, ни к каким выводам не приведет. Спадет напряжение, никто не будет поднимать вопрос, как организовать систему транзита через Литву, чтобы перевозчики в будущем не были настолько зависимы от перевозок в российском направлении. Или как правительство могло бы помочь производителям молока выйти на новые экспортные рынки, чтобы лунные фазы в России меньше воздействовали на стабильность наших молокоперерабатывающих компаний.

Без ответа останется вопрос, почему власти в последнее время, видя, что экспорт из Литвы в Россию ежегодно увеличивается на 30-40%, а российский рынок "съедает" уже не 10, а 16 и больше процентов всего литовского экспорта, практически ничего не сделали для оценки риска для экономики Литвы? С другой стороны, наивно было бы ждать ответа от тех, по чьей инициативе госбезопасность затаскали по различным комиссиям, доказывающим невиновность.

Этот последний эпизод с Россией только прояснил давно известную правду: по своему качеству управление Литвой осталось советским. Учиться на ошибках, стратегически реагировать на возникающие задачи не могли ни это, ни прошлое правительство. Вспомним последние стратегические задачи властей: проложить Via Balticа, Rail Balticа, построить терминал в Бутинге, попросить членства в НАТО и ЕС. Все это произошло больше 10 лет назад, а вслед за этим - интеллектуальный и политический застой.

Правительство Гедиминаса Киркиласа будто бы и пыталось взрастить что-то похожее на стратегические решения в плане энергетики, однако, когда видишь результат, трудно сказать, чего не хватило: политической поддержки или воли для их осуществления.

Как управляют деньгами - такая и политика. Сегодня у нас есть президент, которая пять лет управляла всеми финансами ЕС. Однако обратит ли она внимание на то, что все 19 лет Независимости госбюджет расписывают в лучших традициях СССР? Прошлогодний бюджет плюс инфляция, плюс 10-20% на дополнительные расходы. И если на самом деле под какую-то программу надо два миллиона - проси четыре, тогда получишь столько, сколько надо.

Даже и в годы всеобщего кризиса не приходилось слышать, чтобы премьер говорил о закате правительственных программ. Почему они дублируются, повторяя те же методы и не давая сосредоточить госсредства на одной программе, на одной конкретной задаче? Скоро 20 лет, как мы строим Via Balticа, но за это время проложили всего одну, по нашим словам, стратегическую полосу автомагистрали? А может, она совсем не стратегическая?

Общество, наверное, не знает, что в Литве министерства и другие ведомства должны письменно представить Минфину объяснительные за неиспользованные средства (т.е., почему экономили). За неиспользование (экономию) грозит не премия, а выговор. Неудивительно, что в стратегических планах министерств больше информации о том, сколько уходит на зарплаты и отопление, а не о госпроектах. Просто, подсчитывая зарплаты, кВт и килокалории, проще не ошибиться (и не получить выговор), чем, прогнозируя расходы и результат госполитики в той или иной области.

Стратегическое планирование в литовских учреждениях ввел А.Кубилюс - после Российского кризиса 1999 года. Однако, почитав программу правительства того же А.Кубилюса, написанную через 10 лет, слезу прошибает. "Проект улучшенной Литвы", который амбициозно декларирует нынешнее правительство, не обоснован конкретными критериями, в нем нет и направления. "Улучшенная Литва" по-своему лучше для пенсионеров, по-своему - для матерей, кормящих детей. Чтобы быть хорошим для всех, всем надо дать поровну. Или отнять поровну. Все в лучших традициях Советской Литвы.

Пока в Литве не появится список хотя бы пяти стратегических проектов, к которым "привяжут" конкретные деньги, корабль страны будет дрейфовать в море туманных однодневных интересов. Сегодня - похищенные пиратами литовцы, завтра - застрявшие на границе перевозчики, послезавтра - проблемы с поставками газа и электричества. Интересно, будет ли из этих каждодневных крошек состряпан отчет о внедрении правительственной программы?

В стратегическом плане сегодня у Литвы нет никакой стратегии. И не только в отношениях с Россией. В пыль превратилась и концепция "лидера региона", никакой новый проект не был предложен. Сегодня можно только подтрунивать над попытками "лидера региона" выражать себя во внешней политике, когда внутри страны не был сделан ни один адекватный шаг, чтобы укрепить, обновить, модернизировать основы государственности Литвы.

В историческом плане - ничего нового. Не чужие, а свои 800 лет назад убили короля Миндаугаса - того самого, который предложил проект "объединенного и крещенного" государства.

Не чужие, а свои расправились и с теми, кто спустя 800 лет высказали идею "лидера региона" - лидирующего среди своих соседей. Лидер лидирует во всех отношениях: по темпам экономического развития, качеству просвещения и здравоохранения, уровню культурного влияния на соседние страны. "Обезвредили" любые попытки создать ориентированные на это долгосрочные программы, в основе которых лежали реальные ресурсы.

Понадобилось целое столетие, чтобы после смерти Миндаугаса Литва преодолела последствия "подвига" Даумантаса и Трянеты. Будем надеяться, что преодоление усилий даумантасов и трянет нашего времени заморозить Литву в реалиях вчерашнего дня потребует меньше времени. Литва сосредоточится на существенных реформах, на прыжке во взвешенное лидерство.

Обсудить публикацию на форуме

__________________

Эксперты: внешнее правление в Латвии возможно ("Delfi", Литва)

Кризис в Восточной Европе ("Geopolitika", Литва)