5 сентября 2014 года правительство Украины и представители ДНР и ЛНР подписали соглашение, согласно которому огонь должен быть прекращен с 18:00 по киевскому времени. Это соглашение включило в себя такие аспекты, как наблюдение за его выполнением, а также, начиная с 6 сентября, обмен военнопленными. Представители юго-восточной части Украины заявили, что этот договор с Киевом вовсе не означает, что они прекратят свою борьбу с действующим политическим режимом. Принимая во внимание это заявление, президент страны Петр Порошенко в интервью BBC отметил, что не уверен, как долго продержится перемирие.

В конце августа обстановка на Украине изменилась: правительственные войска потерпели в Донецке неудачу. Порошенко попросил военной поддержки у Запада и в то же время попытался пойти на переговоры с Россией. Всего за десять дней до этого у украинской армии было преимущество над войсками ополченцев, однако в этот раз они проиграли и понесли огромные потери.

Ситуация изменилась по вполне очевидным причинам: хоть Москва и заявляла, что на Украине с ее стороны воюют лишь «добровольцы», Россия фактически вмешалась в эту гражданскую войну. Вполне естественно, что украинской армии нечего противопоставить русской, если та принимает участие в боевых действиях. Порошенко признал, что только путем переговоров можно спасти людей из лап России.

В той битве приняла участие большая часть воинских соединений украинской армии. После ожесточенных боев три бригады были полностью разбиты, еще две потеряли почти весь личный состав, девять бригад попали в окружение, причем большинство из них попали в кольцо именно на тех территориях, которые до этого захватил восьмой армейский корпус Украины. Из этих девяти бригад многие уже понесли потери. Из 21 бригады украинской армии более-менее целыми остались лишь три мотопехотные и три артиллерийские бригады, а также одна бригада Нацгвардии.

3 сентября украинские военные отправили большое количество 152-мм самоходных гаубиц (стоящих на вооружении в украинских артиллерийских бригадах) для поддержания северо-западной линии фронта в Славянске, однако без танкового сопровождения. Тут, как говорится, потянешь за полу — вылезают локти, сразу становится понятно, в насколько бедственном положении находится украинская армия. Дошло до того, что МВД Украины в срочном порядке организовало массовое рекрутирование добровольцев. Однако последние недостаточно хорошо обучены, и их сложно использовать в качестве основной боевой силы.

После всех этих событий боеспособность украинских военных оказалась почти на нуле, им едва удается держать оборону: остается лишь ждать последнего решающего удара. Однако у ополченцев недостаточно сил, чтобы закрепить успех, их основные силы брошены на то, чтобы удержать окружение вокруг восьмого армейского корпуса. Видно, что есть и нехватка бойцов. Видимо, количество российских «добровольцев» тоже было невелико. В то же время НАТО не смогла больше спокойно смотреть на то, как четвертуют Украину. Организация ввела новые меры против России, а также заявила, что готова и к еще более жесткому ответу. Возможно, это и послужило основным поводом к тому, чтобы Киев и юго-восток, который находится под крылом Москвы, все же пошли на соглашение.

4 и 5 сентября 28 стран НАТО провели саммит, который называют самым важным со времен окончания холодной войны. 5 числа было объявлено, что все страны-члены Альянса пришли к соглашению в ближайшие дни сформировать силы быстрого реагирования, размером от трех до пяти тысяч человек, для противостояния угрозе со стороны России. Этот отряд включает в себя военно-морской флот, сухопутные войска и войска специального назначения. Стороны создали командный центр, выделили под проект ресурсы. Главный штаб расположится в Польше. В странах Восточной Европы, где есть возможность потенциальной угрозы, будут находиться склады оружия и боеприпасов. И если поступит приказ, то в течение 2-5 дней можно будет отправить все эти силы в любую точку земного шара.

Альянс НАТО решил создать этот отряд быстрого реагирования, чтобы гарантировать своим членам, Польше, Литве, Латвии и Эстонии, защиту от угрозы со стороны России. Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что если кто-то умышленно атакует одну из стран-участниц военного союза, то ему придется столкнуться со всей мощью Альянса. Сейчас НАТО сомневается в эффективности прекращения огня на Украине. Под нажимом со стороны США и Англии Альянс решил, что, если юго-восток Украины не сможет сдержать своих обещаний, тогда придется ужесточить санкции против России.

Здесь возникает другой вопрос: как поддерживать эти силы в финансовом плане? НАТО постановила, что каждая страна-участница должна ежегодно тратить 2% от своего ВВП на поддержку обороны. Согласно данным за 2013 год, только США, Англия, Эстония и Греция соответствуют этому требованию, остальные страны в среднем потратили 1,6%. А страны Восточной Европы — менее 1%.

Великобритания проявляет наибольшую активность

Как же, в конце концов, принять реальные меры для сдерживания России в Восточной Европе? Здесь мнения стран-участниц НАТО расходятся. Великобритания ведет себя наиболее активно и твердо придерживается идеи создания отряда быстрого реагирования. Премьер-министр страны Дэвид Кэмерон заявил, что Великобритания отправит туда тысячу своих солдат, он также призвал другие страны-участницы увеличить инвестиции в оборону, выделять 2% от ВВП на военные расходы, из которых не меньше одной пятой нужно тратить на вооружение.

Согласно имеющимся данным, этим специальным подразделением будет руководить Великобритания, также в нем будут представлены бойцы Дании, Норвегии, Нидерландов и стран Прибалтики. Если над Европой действительно нависла угроза со стороны России, тогда в самом опасном положении находятся страны, которые являются ее непосредственными соседями. Но самой активной кажется позиция Англии, которая расположена дальше всех от России. Выглядит странно, не так ли? В действительности это объясняется тем, что когда-то Великобритания, США и Россия дали обещание гарантировать безопасность Украины, если она откажется от имеющегося у нее на тот момент ядерного оружия.

Неважно, будет ли эффективным то соглашение, к которому пришли воюющие стороны на Украине, Киев все равно надолго потеряет право контролировать восток страны, это и так очевидно. Эта территория вслед за Крымом стремится уйти из-под крыла киевской власти. Так что, если быть до конца честными, Украину уже давно расчленили.

Вспомним историю отказа Украины от ядерного оружия. Украина — совершенно обычная страна, почему же ее территориальная целостность постоянно оказывается под угрозой? Помимо различных геополитических факторов и беспорядков внутри страны, основная причина здесь в том, что Киев отказался от ядерного оружия. Когда-то Украина была третьей в мире ядерной державой: ее ядерный арсенал был довольно велик и уступал лишь США и России.

Прочитав эту статью, вы можете задуматься, можно ли представить, чтобы третью в мире по объему ядерного арсенала страну кто-то вот так бы растаскивал по частям? Такое в голове не укладывается. Несложно сделать вывод, что нынешние беды страны связаны именно с ее отказом от ядерного оружия.

После распада Советского Союза советское ядерное оружие осталось на территориях бывших союзных республик, на Украине, в Казахстане и Белоруссии. Больше всего боеголовок оказалось на Украине. Также на ее территории находились 130 шахт для запуска межконтинентальной баллистической ракеты УР-100Н и 46 шахт для запуска РТ-23 УТТХ «Молодец», 25 стратегических бомбардировщиков ТУ-95 и 19 ТУ-160. Общее количество боеголовок превышало 1300 штук.

Под давлением России и западных стран, Киев решил отказаться от ядерного оружия. До июля 1996 года он должен был передать весь свой ядерный арсенал России. Там он был переработан в ядерное топливо, пригодное для использования в АЭС, которое потом было возвращено на Украину. Киев уничтожил все имеющиеся шахты для запуска ракет. В апреле 2001 года из шахтных установок были вывезены межконтинентальные баллистические ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец», через полгода эти шахты тоже были уничтожены.

Тогда западные страны и Россия приветствовали отказ Украины от ядерного оружия и постоянно восхищались этим решением. Однако после того, как Киев сделал это выбор, он быстро понял, что отказ от военного величия — серьезный просчет. Когда Россия пришла, чтобы отнять у Киева часть территорий и растоптала украинский суверенитет, все западные гарантии безопасности оказались бесполезными — или запоздалыми.

Автору данных строк остается только изумиться, насколько глубоким оказался план, в рамках которого Москва убедила Киев расстаться с ядерным оружием. Украина — ближайший сосед России, на ее территории есть и русское население, чьи чаяния и интересы очень близки Москве. Допустим, на Украине случился кровавый конфликт между украинцами и русскими: Россия не смогла бы сидеть сложа руки. При этом если бы Украина когда-то не отказалась от ядерного оружия, Москва не посмела бы переходить черту. Однако Киев лишился статуса ядерной державы, и Россия смогла действовать безо всяких опасений.

Когда-то Пекин спокойно отнесся к тому, что Пхеньян занимается разработками ядерного оружия. Если держать в голове опыт Украины, это была большая ошибка со стороны Китая.

Автор — младший научный сотрудник Центра международной безопасности и сотрудничества Стэнфордского университета.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.