В новом большом докладе "На повестке дня - обновление американо-российских отношений" ведущие эксперты Фонда Карнеги призывают новую администрацию США предпринять необходимые меры по возвращению американо-российских отношений в нормальное русло. Данные меры включают одностороннее сокращение ядерного арсенала, соблюдение договора по ПРО и воздержание от расширения НАТО за счет бывших советских республик до 2005 года. Одновременно Соединенные Штаты должны активно содействовать демократическому и экономическому возрождению России, с целью интеграции страны в западную экономику, политику и структуры безопасности. США могут достичь этой цели путем увеличения помощи демократии в России и способствуя скорейшему вступлению России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

"Тема доклада - обновление", говорит Джессика Мэтьюс (Jessica T. Mathews), президент Фонда Карнеги. "Эта тема обоснована не каким-то безудержным оптимизмом в отношении будущего России. Она обоснована выверенной оценкой ситуации." В докладе отмечается, что менталитет холодной войны, особенно в сфере безопасности, все еще остается камнем преткновения в американо-российских отношениях. Доклад также признает критическое положение дел в отношениях между двумя государствами в связи с недавней сменой руководства в России и с текущим переходным периодом в США. Несмотря на то, что американо-российские отношения в течение последних нескольких лет ухудшались, позитивные изменения возможны.

Доклад затрагивает основные вопросы безопасности, проблемы южных окраин России и пути долгосрочного демократического и экономического обновления России. В этих направлениях новая американская администрация должна:

В сфере основных вопросов безопасности -

  • Предпринять одностороннее сокращение ядерного арсенала до уровня от 1000 до 1500 боеголовок. Такого количества будет достаточно Соединенным Штатам для ядерного устрашения, и в то же время данное сокращение подвигнет Россию на подобные ответные шаги. Эта мера является частью обширной совместной программы по ядерной безопасности, включающей отмену состояния постоянной высокой готовности времен холодной войны, а также увеличение вдвое средств, направляющихся на демонтаж российских вооружений и предотвращение ядерных материалов.
  • Соблюдение договора по ПРО до тех пор, пока ситуация с ракетной угрозой коренным образом не изменится. Главные союзники США, а также мировые державы, такие как Россия, Китай и Индия, выступают против нарушения договора и строительства национальной противоракетной системы обороны Соединенными Штатами.
  • Воздержание от расширения НАТО за счет государств - бывших республик Советского Союза до 2005 года. НАТО должна более активно расширять сотрудничество с Россией в сфере безопасности в рамках программы "Партнерство во имя мира". Необходимо определить потенциальные общие интересы, такие как поддержание стабильности в Центральной Азии и на Кавказе, а также содействие реорганизации российской армии.
  • По проблемам южных окраин России -

  • Необходимо придерживаться искренней политики "нескольких нефтепроводов" в отношении Каспийской нефти, а также прекратить попытки ограничить участие России в ее разработке. Приверженность администрации Клинтона (Clinton) политике "одного нефтепровода" затормозило освоение каспийских запасов. Новая администрация не должна блокировать развитие маршрутов через Иран и Россию, которые более привлекательны для разработки каспийских запасов.
  • Необходимо признать, что, несмотря на многочисленные нарушения, допускаемые российскими военными в Чечне, вывод войск из республики будет не в интересах Соединенных Штатов или кавказского региона. Это чревато возвратом к анархии и исламскому экстремизму 1966 - 1999 годов. Политика США должна быть направлена на сокращение человеческих страданий, причиняемых войной и на недопущение распространения их на соседнюю Грузию.
  • По внутренним преобразованиям в России -

  • Умножить усилия, направленные на участие в становлении российской демократии, путем увеличения бюджета ежегодной помощи демократии в России с 16 млн. долл. США до 40 млн. долл. США. Большая часть этой помощи должна быть направлена на развитие негосударственного сектора - политических партий, гражданских организаций, бизнес ассоциаций и профсоюзов, но не бюрократии. Средства на эти цели могут быть получены путем уменьшения экономической помощи России на 50%.
  • Необходимо свести экономическую помощь США России к подготовке российских специалистов, вместо того, чтобы посылать американских консультантов. Экономические отношения должны быть сконцентрированы на торговле и инвестициях. В связи с этим, США должны ускорить вступление России в ВТО. В настоящее время ситуация складывается таким образом, что Россия навряд ли вступит в ВТО до 2004 года.
  • Способствовать установлению господства права в России, однако без слепого копирования американских законов, обычаев и учреждений.
  • Поддерживать высшее образование и обучение путем размещения средств в высококлассных университетах в России и бывших советских республиках, и путем предоставления студентам из этих стран возможности получать высшее и послевузовское образование в США.

Доклад "На повестке дня - обновление американо-российских отношений" подготовлен экспертами Российской и Европейской программ Фонда Карнеги в Вашингтоне. В его написании и обсуждении участвовали: Андерс Аслунд (Anders Åslund), Томас Кародерз (Thomas Carothers), Томас Грэхэм (Thomas Graham), Стивен Холмс (Stephen Holmes), Эндрю Кучинс (Andrew Kuchins), Анатоль Лиевен (Anatol Lieven), Майкл Макфол (Michael McFaul), Марта Брилл Олкотт (Martha Brill Olcott) и Джон Вулфстол (Jon Wolfsthal).

Перевод: Рафаэль Сайдашев

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.