Москва собирается взять инициативу в свои руки. Именно так можно расценивать активные шаги, предпринимаемые президентом России по отношению к республикам Центральной Азии.

И визит В.Путина в Казахстан, а далее в Туркменистан является очередным подтверждением данного тезиса.

Встреча на высшем уровне в Астане между президентами Казахстана и России носила вполне предсказуемый характер. Как и ранее, несколько лет назад, интересы двух стран по отношению друг к другу остались лежать практически в тех же областях:

сотрудничество в области региональной безопасности;

двустороннее военно-политическое сотрудничество;

военно-техническое сотрудничество;

торгово-экономическое сотрудничество;

развитие производственно-кооперационных связей посредством создания совместных финансово-промышленных групп;

сотрудничество в топливно-энергетической сфере;

приграничное сотрудничество;

сотрудничество в освоении космодрома Байконур;

сотрудничество в освоении природных богатств Каспийского моря;

научно-исследовательское сотрудничество в атомной сфере.

На сегодня, говоря дипломатическим языком, двустороннее сотрудничество Республики Казахстан с Российской Федерацией выстраивается на равноправной основе, взаимном уважении государственного суверенитета, территориальной целостности и нерушимости существующих границ, мирном урегулировании споров и неприменения силы или угрозы силой.

Эти принципы были закреплены в Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 25 мая 1992 года, данный документ стал правовой базой двустороннего сотрудничества в политической, торгово-экономической, военной, научно-технической и иных областях.

Вместе с тем геополитическая ситуация как в регионе, так и в мире стала динамично изменяться.

Это обстоятельство, равно как и постоянно возрастающая потребность стран мира в энергоносителях, способствовали форсированию событий со стороны России и Казахстана.

Особенно это стало видно на решении судьбы Каспийского региона. Каспий вместе со своими запасами постепенно становится заветной целью не только США, но и стран Европы.

Учитывая сложившуюся внутриполитическую ситуацию в литоральных странах Каспия (выборы нового президента Туркменистана, активная милитаризация Ирана в свете напряженных взаимоотношений с США и странами Запада), вопрос добычи и транспортировки энергоносителей привлекает к себе внимание все большего количества стран.

Однако неурегулированность статуса Каспия и по сей день остается правовой проблемой для всех владеющих им государств. Так, благодаря отсутствию согласованной позиции Ирана, Казахстана, Азербайджана и России, к региону стали проявлять интерес и другие страны мира и транснациональные корпорации (ТНК), которые как ранее, так и сейчас пытаются развернуть сложившуюся ситуацию в свою пользу.

Не случайно, в феврале 2007 года президент России В. Путин подписал федеральный закон "О ратификации Протокола о внесении изменения в Протокол к Соглашению между РФ и Республикой Казахстан о разграничении северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование".

Согласно документу, соглашение о разделе продукции (СРО) при освоении геологической структуры "Центральная" и месторождения "Хвалынское" может быть заключено без предварительного включения этих участков недр в перечень, а правопользование ими может быть предоставлено на условиях раздела продукции, без проведения конкурсов и аукционов.

По словам министра промышленности и энергетики России В. Христенко, "ратификация этого документа позволяет снизить риски появления желающих "поразводить" реально прикаспийские государства, которые единственные могут определить статус внутреннего моря".

Принятый документ дает возможность российским и казахстанским компаниям "с двух сторон использовать этот правовой режим (СРО) для вовлечения в хозяйственный оборот ресурсов севера Каспийского моря".

И встреча двух президентов, на которой также обсуждались вопросы добычи и транспортировки углеводородов стала закреплением ранее заключенных соглашений.

Учитывая стабильный рост экономик России и Казахстана, контролируемую внутриполитическую ситуацию двух стран, а также туманные перспективы альтернативных проектов, связанных с транспортировкой энергоносителей через территории других государств, можно предположить, что Астана в среднесрочной перспективе будет поддерживать тесные связи с Москвой, как по вышеуказанным направлениям, так и по новым перспективным проектам.

Принимая во внимание План совместных действий двух стран на 2007-2008 годы, утвержденный в ходе встречи президентов России и Казахстана, можно прогнозировать дальнейшее углубление взаимоотношений между двумя странами.

Вместе с тем временные рамки, обозначенные двумя годами, являются показателем недостаточной уверенности двух стран в своих намерениях на среднесрочную/долгосрочную перспективу сотрудничества. . .

***

Неуверенность в долгосрочном сотрудничестве между Россией и Казахстаном основывается на двух факторах.

Во-первых, президент России В.Путин в 2008 году сложит с себя президентские полномочия.

И хотя согласно международному праву заключенные межгосударственные соглашения и договоры подлежат исполнению независимо от смены руководства, в странах бывшего СССР многие такие документы заключались де-юре между странами, де-факто - между их руководителями.

И сейчас Астане трудно предугадать линию поведения будущего преемника В.Путина, что и стало определяющим фактором во временном ограничении подписанного Плана совместных действий двух стран.

Во-вторых, динамично изменяющаяся геополитическая ситуация в мире и на евразийском пространстве диктует политическим лидерам более осмотрительно подходить к заключению долговременных соглашений. Достаточно вспомнить ситуацию, когда Россия и Туркменистан заключили между собой долголетний договор о транспортировке туркменского газа.

А после ухода их жизни Туркменбаши, руководство России приложило все усилия для того, чтобы новый президент Туркменистана согласился продолжать дело своего предшественника и соблюдать ранее заключенные договоренности с Москвой.

Существующая традиция, когда государства выбирают для реализации амбициозных проектов равносильные с ними страны наиболее ярко себя проявила на прошлой неделе, когда Москва провела многоходовую комбинацию, реализация которой вывела на новую орбиту взаимоотношения России и республик Центральной Азии, а также повысила статус Москвы в глазах Европейского Союза.

Напомним, что первый шаг Кремль сделал в направлении Ак Орды. Президенты двух стран на встрече не только подтвердили свои намерения в консолидации усилий в направлении согласованных действий в нефтяной отрасли, но и фактически предприняли конкретные шаги.

Так, инициатива президента Казахстана Н.Назарбаева по расширению Каспийского Трубопроводного Консорциума (КТК), от 23 до 40 млн. тонн ежегодно, была поддержана президентом России В.Путиным.

Другой интерес Астаны проявился к проекту нефтепровода "Бургас - Александруполис" (в котором участвуют Россия, Греция и Болгария). Здесь Казахстан намеревается приобрести у Греции и Болгарии доли, что с подачи Путина приобретает вполне реальные очертания.

В свою очередь, Ак Орда поделилась с Кремлем своими планами по привлечению крупных иностранных компаний к освоению целого ряда нефтегазовых месторождений на шельфе Каспия.

Встреча снова показала, что на прошлой неделе в Астане собрались два прагматика, реально оценивающие свой потенциал, перспективы и риски проектов, которые оказались для Казахстана и России наиболее привлекательными.

А факт того, что в своем турне по Центральной Азии В.Путин в первую очередь посетил Казахстан, не только показывает лидирующие позиции Астаны в регионе, но и является своеобразной демонстрацией тесных связей между двумя странами.

Что касается визита президента России В.Путина в Туркменистан, то и здесь Москва должна была решить для себя несколько вопросов.

Во-первых, В.Путину необходимо было в очередной раз заручиться поддержкой президента Туркменистана Бердымухаммедова в отношении приверженности нового руководства Туркменистана ранее заключенным соглашениям.

Повторный маневр со стороны российского руководства выглядит вполне обоснованным, так как в туркмено-российских отношениях уже имели место случаи отхода от ранее оговоренных моментов. Так, в последнее время отмечались попытки Ашхабада частично пересмотреть договоренности 2003г., в частности, цены на закупаемый "Газпромом" туркменский газ. В Ашхабаде в 2006 г. много говорили о необходимости пересмотра цены на газ для России. Что не могло не беспокоить Москву.

Во-вторых, Москва должна быть уверена в намерениях и незыблемости позиции Ашхабада по отношению к действующим трубопроводам между Туркменистаном и Россией.

Единая позиция в данном вопросе является для Кремля своеобразной базой для выдвижения новых инициатив по межгосударственному сотрудничеству в области энергоресурсов.

В-третьих, заручившись поддержкой Астаны, Москва в переговорах с Ашхабадом апеллировала уже не только своими интересами, но и отношением к ее инициативам со стороны Ак Орды. А состоявшийся после встречи В.Путина и Г. Бердымухаммедова приезд в Туркменистан президента Казахстана Н.Назарбаева, подтвердил заинтересованность Казахстана в реализации совместных трехсторонних проектов.

Становится очевидным, что Москва, объединив интересы Ашхабада и Астаны, взяла инициативу в свои руки.

Тройка богатых энергоресурсами стран сошлись во мнении, что транспорт и коммуникации являются сегодня одним из наиболее перспективных направлений сотрудничества между странами.

Тем самым три страны, объединив усилия в энергетической сфере, становятся ведущим поставщиком энергоресурсов в Европу. Что не может не настораживать другие страны, через территорию которых проходит транзитом газ, и с которыми у России в последнее время складываются напряженные отношения.

___________________________________

Нефтяная гонка на востоке России ("The Wall Street Journal", США)

Труба на троих ("День", Украина)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.