Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Виктор ludorum*

Выборы в сентябре необходимы, но, возможно, их недостаточно для того, чтобы покончить с хаосом в украинской политике

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пока сюжет развивается примерно так. Ющенко пришел к власти на волне обещаний навести порядок в украинской политике. Его поверженный соперник Виктор Янукович запятнал свою репутацию тем, что, занимая пост премьер-министра, пытался нагло сфальсифицировать президентские выборы. Пламенная Юлия Тимошенко, союзница Ющенко по оранжевой революции, стала его первым премьер-министром. Но через несколько месяцев оранжевая коалиция погрязла в хаосе...

From The Economist print edition

'Извините, мы закрыты: все ушли на баррикады', - такая записка висела на дверях туристического агентства в городе Львове на западе Украины в ноябре 2004 года. Ирина Мала, менеджер и совладелец агентства, вспоминает, как она собирала теплые вещи для мужа и провожала его в Киев, 'не зная, вернется ли он'. Несколько дней она, затаив дыхание, смотрела каждый выпуск новостей: на киевской площади Независимости люди, подобные ее мужу, творили историю. 'Впервые в жизни я почувствовала гордость за Украину', - говорит она.

Эйфория 'оранжевой революции' давно прошла. Последние полгода Мала даже не смотрит новости и не читает газет. Борьба за власть, последовавшая за победой Виктора Ющенко на президентских выборах 2004 г. после массовых акций протеста, продолжавшихся нескольких недель, сначала ее разозлила, потом разочаровала, а теперь ей все равно. Возможно, Мала даже не пойдет на общенациональные выборы 30 сентября. 'Мы не можем объяснить детям, что происходит', - говорит она. От взаимных обвинений политиков кружится голова; связи между бизнесом и политикой, которые обещал разрушить Ющенко, прочны как никогда; а переход политиков из одного лагеря в другой напоминает, скорее, комическую оперу, чем революционную драму.

Пока сюжет развивается примерно так. Ющенко пришел к власти на волне обещаний навести порядок в украинской политике. Его поверженный соперник Виктор Янукович запятнал свою репутацию тем, что, занимая пост премьер-министра, пытался нагло сфальсифицировать президентские выборы. Пламенная Юлия Тимошенко, союзница Ющенко по оранжевой революции, стала его первым премьер-министром. Но через несколько месяцев оранжевая коалиция погрязла в хаосе. Угрозы Тимошенко пересмотреть итоги приватизации и ограничения, наложенные на цены топлива, нанесли ущерб экономике. Яростная подковерная борьба и ряд коррупционных скандалов привели к отставке правительства.

Поэтому было неудивительно, что Партия регионов Януковича получила самый большой процент голосов на парламентских выборах в начале 2006 г. Еще несколько месяцев в оранжевом лагере шла борьба, и, в результате, премьер-министром вновь стал Янукович. Согласно компромиссу, достигнутому в ходе 'оранжевой революции', многие полномочия президента были переданы парламенту. Оказавшись у руля, Янукович принялся еще больше их сокращать.

Ющенко заявил, что Партия регионов подкупала депутатов и оказывала на них давление с тем, чтобы они перешли на ее сторону. Это незаконным образом дало бы Януковичу большинство, которое позволило бы ему изменить конституцию. Ющенко обвиняет партию в попытке откорректировать результаты выборов и настаивает, что проблему могут решить только новые выборы. По мнению его оппонентов, это незаконно. Обе стороны ссылаются на конституцию (полную лазеек) и обращаются в суды (славящиеся своей коррумпированностью). Противостояние чуть не переросло в насилие, но оба Виктора сделали шаг назад и согласились провести новые парламентские выборы 30 сентября.

На сцене появляется Александр Мороз, социалист-перебежчик и спикер парламента, который по сей день пытается сорвать договоренность. Когда-то партия Мороза входила в оранжевую коалицию. Но он предал своих избирателей и политических союзников, вступив в лагерь Януковича. Сентябрьские выборы могут лишить его и его партию места в большой политике.

Распри политиков волнуют немногих рядовых украинцев отчасти потому, что они привыкли к состоянию политического кризиса, а отчасти потому, что они могут позволить себе не обращать на них внимания. После короткого спада при Тимошенко экономика восстановила темпы роста, превышающие сегодня 7 процентов в год, растут и доходы. Резкое повышение цен на газ, поставляемый из России, снизило темпы роста ВВП, составлявшие до 2005 г. более 10 процентов, но также привело к росту энергетической эффективности. 'Повышение цен на газ оказалось очень полезным, - заявляет металлургический магнат Виктор Пинчук, инвестировавший 600 миллионов долларов в модернизацию своего комбината.

Политический кризис на Украине не оказал большого влияния на экономику. Более того, многие считают, что политики слишком заняты борьбой друг с другом, чтобы в нее вмешиваться. Есть и политический консенсус. 'Ни Ющенко, ни Янукович не хотят ни пересматривать результаты приватизации, ни строить государственный капитализм', - говорит Александр Пасхавер, бывший экономический советник Ющенко.

Действительно, между основными партиями есть небольшие идеологические различия. Называть Ющенко прозападным, а Януковича - пророссийским некорректно. 'Оба политика проукраинские', - говорит Петр Олейник, губернатор Львовской области. И Янукович и Ющенко хотят интеграции Украины в Европу, ее вступления во Всемирную торговую организацию и сохранения хороших отношений с Россией. Янукович больше не летает за советами в Москву, сегодня с ним работают американские пиарщики.

Правильнее говорить о глубоких культурных, исторических и экономических различиях между востоком и югом Украины, поддерживающими Януковича и западом, выступающим за Ющенко (центр страны - за Тимошенко). Как показали результаты одного опроса, лишь 38 процентов западных украинцев были на востоке страны и всего 35 процентов восточных - на западе. Восток, веками бывший частью Российской империи, является в основном православным и русскоязычным. Донецк, родной город Януковича, был индустриальным центром Советского Союза. В отличие от него, западная Украина или Галиция была сначала частью Польши, а затем - Австро-Венгрии, и лишь в 1945 г. вошла в состав Советского Союза. Часть ее населения составляют католики, и абсолютное большинство говорит по-украински.

Однако эти различия между востоком и западом, эксплуатируемые политиками обеих сторон, не вылились в сепаратизм или даже ненависть. Все части страны согласны с одним: Украина должна быть единой и независимой. Несмотря на все разговоры о пророссийских настроениях на востоке, ни одному российскому олигарху не позволили получить контроль над промышленными активами. 'Янукович - отличный управленец, и он хорошо знает, что экономически восток больше нуждается в Европе, чем запад Украины', - говорит донецкий бизнесмен Александр Криворучко.

Реальные различия между Януковичем и Ющенко заключаются в их ценностях, стиле управления и том, какие экономических интересы каждый из них защищает. За Януковичем стоят влиятельные олигархи-миллиардеры, контролирующие большую часть бывших советских шахт и гигантских металлургических комбинатов на востоке страны. Им нужны рынки в Европе, дешевый газ из России и политические связи. Критики Януковича говорят, что, несмотря на все попытки сменить имидж, он все еще несет на себе отпечаток криминализованной постсоветской эпохи. Для него, считают они, европейская интеграция - это способ обретения новых рынков, а не внедрения демократических ценностей. Но Янукович близок восточным украинцам, которые видят в нем постсоветского патерналиста, который гарантирует стабильную выплату пенсий и зарплат и не будет докучать пустыми обещаниями о новом образе жизни.

Со своей стороны, Ющенко считает своей миссией превращение постсоветской страны в демократическую европейскую. Несмотря на обвинения членов его окружения в коррупции, его основными сторонниками являются миллионеры, которым нужны четкие правила и независимые суды, которые бы обеспечивали выполнение контрактов. Поскольку на западной Украине нет гигантских промышленных предприятий, частная инициатива - единственный путь развития. 'Во время 'оранжевой революции' мы боролись не за Ющенко, а против беззакония', - утверждает Мала. Беззаконие и бюрократическая тирания по-прежнему ассоциируются с Януковичем, который был премьер-министром до ноября 2004 г. 'Мой бизнес находился под постоянным давлением со стороны бюрократов и администраторов, требовавших взяток', - говорит Мала.

Вряд ли выборы, назначенные на 30 сентября, изменят равновесие сил в украинском парламенте. Это признает даже Ющенко: 'Я не пытаюсь гадать, кто победит, а кто проиграет'. Но они все-таки могут заложить правила, которые помогут предотвратить повторение подобного кризиса. Скорее всего, ни одна из трех сторон не получит большинства самостоятельно, поэтому вероятной кажется широкая коалиция между Партией регионов Ющенко и 'Нашей Украиной' Януковича [так в тексте - прим. пер.], в которую может не войти Блок Тимошенко. 'Мы почти разобрались с интригами, нечестными договоренностями, заговорами и грязными играми', - написала Тимошенко в одной из своих последних статей. 'Почти' - не совсем то, что нужно 48 миллионам граждан Украины.

*Victor ludorum (лат. 'победитель игр') - титул, присуждаемый победителям спортивных соревнований.

_______________________________

Украина: четыре шага к демократии ("The Washington Post", США)

Русский в Киеве ("The Economist", Великобритания