From The Economist print edition

Глобальный капитализм сотворил множество чудес, но где в свободном мире можно увидеть 10 000 синхронно танцующих детей в костюме... яйца? Такие диковинки делают Северную Корею, государство-инвалид, обязательной целью путешествия для особого рода туристов. Уже несколько лет можно туда получить туристическую визу; раздел, посвященный этой стране есть даже в путеводителе Lonely Planet. В 2007 г. ее посетит 2 000 западных туристов - число мизерное, но это в четыре раза больше, чем в 2002 г.

Туры проводятся по утвержденной программе, поэтому широко освещаются только основные моменты - например, 'массовые игры', те самые, в которых участвуют танцующие яйца. Обычно гость должен представить доказательства того, что он не журналист. Но детали все равно просачиваются: благодаря блогам, группам в сети Facebook и картам Google Earth с пользовательским контентом каждый может считать себя журналистом и создавать каналы неофициальной информации из закрытой страны.

Многие путешественники могут без умолку говорить о пропаганде: неоновых призывах на крышах домов наподобие 'К новым достижениям в народном хозяйстве!' и стенных росписях, на которых крепко сложенные рабочие целеустремленно движутся вперед, порой попирая звездно-полосатое знамя. В пхеньянском 'Молодежном парке развлечений Кэсон', одном из тех мест, где можно испытать настоящий страх, катаясь на американских горках, мишенями в тире служат нарисованные американцы с большими носами и злобные японцы. Похоже, туристическое ведомство осознает, что подобные вещи воспринимаются с иронией: копии самых убийственных образцов пропаганды выставлены на продажу, а на почте процветает торговля марками, на которых изображен могучий кулак, громящий западных империалистических агрессоров. (Как это ни странно, есть и набор в память о принцессе Диане).

Однако в основном патриотическая пропаганда кажется совершенно серьезной, особенно, когда речь идет о лидерах страны. Портреты основателя Северной Кореи Ким Ир Сена и его сына и нынешнего лидера Ким Чен Ира по-прежнему украшают каждый перекресток. Если портрет одного из Кимов изображен на первой странице Pyongyang Times - а иначе не бывает - то складывать газету нельзя. Даже на 'выставке цветов', куда всегда водят туристов, целая теплица посвящена кимченирии и кимирсении - именным цветкам двух лидеров.

На груди у каждого гражданина Северной Кореи пластмассовый значок с изображением одного из Кимов. Несколько лет назад сообщалось, что производство значков с Ким Чен Иром должно прекратиться, и фабрики будут выпускать исключительно Ким Ир Сенов. Сегодня почти никто не носит значок с Кимом-младшим. Изображений Кима-отца примерно вдвое больше, чем Кима-сына; последнему, кроме того, не ставят памятники. Вместо этого, Кима-младшего часто олицетворяет алая бегония-кимченирия. Официально это объясняется тем, что он просто скромный малый. Возможно, свою роль играет здесь его неказистая внешность (хотя многие северокорейские мужчины старательно копируют его экзотическую пышную прическу). А, может быть, он готовит почву для наследника?

Большую часть западных туристов размещают в гостинице на речном острове, потешном Алькатрасе, за пределы которого они выходят исключительно под эскортом. Для того, чтобы сдерживать любопытство, существует бассейн, кегельбан, площадка для гольфа и две сауны (одна горячая и одна не внушающая доверия). Но есть в отеле и одно несомненное преимущество: фотографии из вращающегося ресторана на верхнем этаже хорошо иллюстрируют унылость Пхеньяна. Больше всего поражает архитектурное однообразие. Во время корейской войны американские бомбы сравняли город с землей, поэтому немногим зданиям больше 50 лет, и почти ничего не было построено с начала 1990-х годов - таков застой в экономике.

Вид на город с этой точки дает и повод для надежды. На сером фоне виднеется несколько голубых крыш, напоминающих авиационные ангары. Внутри - укрытые от глаз туристов экспериментальные зоны свободной торговли, где граждане могут продавать и покупать товары за наличные, что недавно было невообразимым. Туристам вход строго запрещен, но местных жителей там всегда полно. Хотя официальные туры ограничиваются показом памятников, музеев и массовых танцев, возможно, именно эти скромные очаги предпринимательства - самое впечатляющее, что есть в современной Северной Корее.

_______________________________________

Неправильный подход к Северной Корее ("The Washington Post", США)

Убедительно сыгранный медовый месяц двух Корей ("Le Figaro", Франция)