На днях несколько армянских организаций в США, в частности Армянская Ассамблея Америки (AAA), Всеобщий армянский благотворительный союз (AGBU), а также две американские епархии Армянской Апостольской церкви, написали письмо президенту США Бараку Обаме, в котором содержится просьба, чтобы он заставил Турцию нормализовать отношения с Арменией без предварительных условий.

Трудно оценить этот шаг армянских организаций. С одной стороны - это повод для смеха, с другой - неудобно смеяться над безнадежностью. А то, что этот шаг ни что иное, как отчаяние, кажется, не вызывает сомнений. Письмо, посланное Бараку Обаме, свидетельствует о том, что после оглашения протоколов диаспора потеряла всякую надежду. В диаспоре поняли, что они в вопросе армяно-турецких отношений остались не только вне игры, но оказались вообще вне стадиона. Но, осознавая это, диаспора, пожалуй, не понимает того, что для того, чтобы возвратиться на арену, более того, для того, чтобы стать игроком, следует адресовать отчаянное письмо не американскому президенту, а правительству Армении, президенту Армении, чтобы он не отодвинул в сторону фактор диаспоры в процессе налаживания отношений с Турцией. Причем, для этого нужно было написать письмо еще тогда, когда только что послышался стартовый свисток 'футбольной дипломатии'. Сейчас уже довольно сложно представить, что кто-нибудь остановит игру для того, чтобы вернуть в нее обратно армянскую диаспору.

Между тем, было такое время, когда диаспора действительно участвовала в игре. Более того, была игроком в основном составе армянской команды. Это было тогда, когда Левон Тер-Петросян посоветовал Турции в вопросах налаживания армяно-турецких отношений и признания геноцида иметь дело больше с диаспорой, нежели с Арменией. Это было квалифицировано как попытка отказа Армении от ответственности. В действительности, этот шаг - сделать диаспору ролевым игроком и стороной в вопросе армяно-турецких отношений, обеспечивал маневренность армянской внешней политики - заставить Турцию общаться с диаспорой, в то же время заставляя обращаться к Армении, так как Турция должна была все-таки осознать, что она сможет договориться с диаспорой не так легко, как смогла бы Армения. Взамен Турция смогла бы с легкостью достичь договоренности с Арменией, так как Армения, со своей стороны, сама бы договорилась с диаспорой. А это означало, что, делая диаспору практически ролевым игроком, армянские власти Армении тогда обеспечили бы маневренность и результативность совместных действий тандема Армения - Диаспора в вопросе армяно-турецких отношений, причем фактически без использования громогласных и пропагандистских фраз и оборотов.

Такое положение вещей можно сравнить с ситуацией, касающейся вопроса нагорно-карабахского конфликта, когда сторонами переговоров одновременно являлись бы и Армения, и Нагорно-Карабахская Республика. Фактически диаспора могла бы стать второй армянской стороной в переговорном процессе - оставляя Турцию одну, лицом к лицу с двумя армянскими сторонами. Во время правления Роберта Кочаряна диаспора, в какой-то степени, оставалась в роли игрока, но не самостоятельного, а играющего под контролем армянских властей. Получалось так, что власти Армении, пользуясь фактором диаспоры, сами были в отношениях с ней, а не заставляли делать это Турцию. И опять фактически та же ситуация с Нагорным Карабахом - Армения представляет карабахскую сторону в переговорном процессе по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.

Однако сейчас Серж Саргсян даже в этом контексте не обеспечил присутствие диаспоры в вопросе армяно-турецких отношений, он вообще исключил его. Диаспора уже далека от вопроса армяно-турецких отношений, далека и беспомощна, наверное, поэтому и обращается за помощью к Бараку Обаме, может, и понимая, что если бы Серж Саргсян захотел помочь, то не исключил бы диаспору из игры и не оставил бы вовсе вне стадиона. Но анализ ситуации подсказывает, что диаспора сама виновата во всем этом.

Дело в том, что, оставаясь совсем безучастной к внутриполитической жизни Армении, более того, способствуя легитимности этих же властей (в виде заявлений в их поддержку), ограничивая собственный круг деятельности только в рамках армяно-турецких отношений (и для поддержания этой роли беря на себя бремя теневого спонсорства властей в других вопросах), совершенно не используя собственную силу в вопросе осуществления в Армении демократических реформ и образования легитимных властей, диаспора сама стала заложницей армянских властей, сама же, собственными руками ограничила круг своих возможностей. Но потом власти Армении нашли других 'деловых партнеров' в вопросе армяно-турецких отношений, они предлагали более надежную 'легитимность', чем смогла бы дать или обеспечить диаспора. По этой же причине власти фактически аннулировали 'договор' с диаспорой и обесценили ее роль в вопросе армяно-турецких отношений.

Сейчас вряд ли письмо, обращенное к Обаме, может что-либо изменить. Дело в том, что исключенная из игры диаспора думает, что в этой игре остались только Армения, Барак Обама и Турция. А Дмитрий Медведев с Владимиром Путиным? А Евросоюз, Николя Саркози, Сирия, которые также огласили свое намерение содействовать нормализации отношений между Арменией и Турцией? Кто будет писать по этим адресам и каким будет содержание этих писем? То же самое, что содержит письмо, адресованное Обаме, или каждому следует написать отдельное - с той надеждой, что хотя бы один вариант сделает свое дело? В действительности, эти письма навредят диаспоре, так как не сделают ничего, кроме того, что подтвердят тот факт, что армянская диаспора перестала играть роль армянского фактора.

Перевод: Гамлет Матевосян

Обсудить публикацию на форуме

________________________________________________________

Армения, Турция и Азербайджан: таймер запущен ("Зеркало.az", Азербайджан)

Был первый раунд ("Голос Армении", Армения)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.