С тех пор, как затонул «Титаник», прошло сто лет. Казалось бы, современные суда должны быть более безопасными. Но крушения происходят и в наши дни - и по тем же причинам.

 

Гибель «Титаника» - пожалуй, самое знаменитое кораблекрушение в мире. Эта трагедия послужила основой для множества книг, фильмов, теле- и радиопередач. Но объясняется это не только количеством жертв, ведь с тех пор человечеству довелось пережить и другие катастрофы судов, в которых погибло гораздо больше людей. Конечно, шок вызвало и то обстоятельство, что «Титаник» на момент своей постройки и гибели был крупнейшим в мире пассажирским лайнером. Однако самым сильным потрясением стало то, что затонул пароход, считавшийся в принципе непотопляемым. Причем затонул меньше чем за три часа…

 

Крушения происходят, невзирая на технический прогресс

 

Понятно, что гибель «Титаника» побудила инженеров-судостроителей в корне пересмотреть свои подходы к проблеме безопасности. Всего через полтора года после этой трагедии, в ноябре 1913 года, была принята Международная конвенция по охране человеческой жизни на море. Она действует и сегодня, хотя, конечно, в модернизированном виде. Каждая следующая версия документа учитывала новейшие достижения научно-технического прогресса в области судостроения. Это касается и действующей, уже пятой по счету, редакции Конвенции, принятой в 1974 году.

 

Но какую бы изобретательность ни демонстрировала конструкторская мысль, проблемы судостроительной отрасли остались в значительной мере прежними, и суда, даже самые современные и, казалось бы, надежные и безопасные, продолжают тонуть. За примерами далеко ходить не надо: достаточно вспомнить судьбу круизного лайнера CostaConcordia, потерпевшего крушение у берегов Италии всего три месяца назад.

 

Основа непотопляемости - водонепроницаемые переборки

 

И причины кораблекрушений за последние сто лет не изменились. Их три: либо судно получает пробоину в результате столкновения с препятствием, либо оно не выдерживает шторма, либо на борту происходит взрыв или возникает пожар. Все эти сценарии объединяет одно: судно имеет шансы на выживание только в том случае, если его корпус разделен переборками на множество водонепроницаемых отсеков. Такая конструкция позволяет, в частности, ограничить проникновение забортной воды в случае пробоины.

 

«Тут важно, чтобы разделение на герметичные отсеки было предусмотрено во всех трех направлениях, то есть не только вдоль и поперек корпуса, но и по вертикали», - говорит видный эксперт в области судостроения, профессор Ростокского университета Петер Бронзарт (PeterBronsart). По сути дела, речь идет о двухслойной обшивке корпуса. Конечно, в штатном режиме отсеки должны свободно сообщаться между собой, но при возникновении форс-мажорной ситуации управляемые с ходового мостика переборки можно быстро закрыть. Эти же переборки препятствуют и распространению огня в случае пожара.

 

Кстати, на «Титанике» имелось 15 переборок, разделявших его трюм на 16 отсеков. Но высота переборок оказалась недостаточной. При столкновении с айсбергом были затоплены пять передних отсеков, нос парохода ушел под воду, и вода проникла поверх переборок в другие отсеки.

 

Чем выше лайнер, тем хуже остойчивость, но выше доходность

 

Впрочем, даже самые прочные и надежные переборки не могут обеспечить непотопляемость судна. Сегодня пассажирские (прежде всего, круизные) лайнеры становятся все выше, что неминуемо увеличивает парусность и снижает остойчивость. «Лично я считаю, что современные круизные суда построены хуже, чем "Титаник", и менее безопасны», - сетует шведский инженер-судостроитель Олле Рутгерссон (OlleRutgersson), профессор Технического университета Чалмерса в Гетеборге. Он ссылается на крушение лайнера CostaConcordia: пробоина корпуса ниже ватерлинии оказалась и для него роковой, но тонул он быстрее и опаснее, чем «Титаник», поскольку дал сильный крен и лег набок.

 

Профессор Рутгерссон ратует за то, чтобы строить суда с более высокими бортами и чтобы эти борта состояли из изолированных плавучих модулей - наподобие того, как устроены плавучие доки. Но пароходства не заинтересованы в таких изменениях конструкции, поскольку на круизных судах они приведут к сокращению количества самых дорогих и престижных внешних кают с панорамными иллюминаторами, а на грузовых судах - к уменьшению их вместимости.

 

С компьютером или без, главный на судне – капитан

 

И все же не следует забывать, что морской транспорт - самый безопасный из всех видов транспорта. Благодаря современной спутниковой навигационной аппаратуре и высокоточным метеопрогнозам суда крайне редко попадают в опасные ситуации. Кроме того, по расчетам профессора Бронзарта, лишь в каждой пятой аварии виновата техника. Причина 80% крушений - человеческий фактор. Чтобы облегчить капитану судна принятие решений, разработаны специальные компьютерные системы. Они анализируют и обобщают информацию, поступающую от бесчисленных датчиков, сенсоров, видеокамер и измерительных приборов, которыми нашпигованы современные суда.

 

Такие системы - бесценное подспорье для капитана: они способны с высокой точностью спрогнозировать, как будет развиваться ситуация после той или иной аварии, и даже выработать рекомендации по оптимизации дальнейших действий экипажа. Впрочем, что бы ни советовал компьютер, ответственность за все, что происходит на борту суда, несет капитан.

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.