Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему провалились переговоры по энергетической реформе ЕС

© AP Photo / Martin MeissnerНефтяных цистерны в Весселинге, Германия. Архивная фотография
Нефтяных цистерны в Весселинге, Германия. Архивная фотография - ИноСМИ, 1920, 25.06.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Главная энергетическая цель Европы — не допустить повторения кризиса прошлой зимы. Чтобы предотвратить нежелательный сценарий, ЕС подготовил проект специальной реформы рынка, пишет автор материала для Китайского экономического сайта. Вот только утвердить его не выходит — страны блока раздирают разногласия.
Недавно представители разных стран в энергетической комиссии Европейского союза провели целый день в ожесточенных дебатах по поводу плана реформирования энергетического рынка, но так и не смогли прийти к соглашению. Этот проект направлен на отделение цен на электроэнергию от стоимости природного газа. Вскоре переговоры должны продолжиться. Европейская комиссия надеялась прийти к консенсусу этим летом, чтобы начать осуществление реформы до зимы, однако нереалистично было надеяться, что столь масштабные меры примут в одночасье. Государства — члены ЕС слишком по-разному смотрят на вопросы энергоснабжения и интересы безопасности, что приводит к разногласиям и даже антагонизму мнений.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
"Спусковым крючком" для срыва переговоров стала резкая критика нового предложения о расширении государственной поддержки угольной энергетики со стороны многих стран. Поскольку доля использования угля в энергетической структуре разных держав Евросоюза очень различна, их взгляды на использование этого ресурса также резко отличаются. Например, около 70% электроэнергии в Польше производится на основе угля, и хотя Варшава ускоряет строительство АЭС для диверсификации источников энергии, "далекая вода жажду не утолит" (обр. долгосрочные планы не решат насущную проблему, — Прим. пер.). Среди государств ЕС Польша больше всех сопротивляется любой инициативе о запрете переработки угля.
Трубопровод Gazela для транспортировки российского газа в ЕС - ИноСМИ, 1920, 14.03.2023
Настоящее испытание в энергетике ждет Европу в 2024 годуСейчас ЕС спасают теплая зима, экономия энергии и альтернативные поставщики. Но следующий год не обещает таких радужных перспектив, пишет Yeni Şafak. Если СВО на Украине не прекратится, поставки российского газа сведутся к нулю, а американского СПГ слишком мало, чтобы удовлетворить потребности Европы.
В марте этого года, чтобы предотвратить новый энергетический кризис, подобный тому, что охватил Европу в прошлом году, ЕК представила план реформирования рынка, который должен стабилизировать цены на энергоносители с помощью ряда мер. Главная цель реформы — отделить стоимость электроэнергии в ЕС от цен на газ и связать ее с другими источниками, такими как ветряные и солнечные установки. Ее идея основана на заключении соглашений о покупке электроэнергии с предприятиями и так называемых контрактов на разницу (CFD) с правительствами и направлена на долгосрочное фиксирование стоимости ресурса — это необходимо, чтобы избежать повторения прошлогодних скачков цен на энергоносители в Европе. Новый механизм упростит политику энергетического субсидирования ЕС, заменив текущую фрагментированную стратегию государственной помощи 27 стран-членов.
Судя по объявленному проекту, новый механизм не изменит основ рынка электроэнергии ЕС. Он по-прежнему будет использовать текущую систему предельного ценообразования. Но тенденция заключается в том, чтобы обеспечить доступную для потребителей стоимость электроэнергии после достижения "зеленой" трансформации. Например, первоочередное внимание в плане уделяется использованию дешевых возобновляемых и ядерных источников энергии для удовлетворения покупательского спроса и оказанию дополнительной помощи потребителям; содействию развитию возобновляемых источников и поддержке производителей в условиях колебаний цен на природный газ. В то же время реформа должна усилить защиту рядовых потребителей. ЕС получит право вмешиваться во время кризиса и устанавливать розничные цены для домохозяйств и малого бизнеса при условии, что предел стоимости будет установлен ниже среднего потребления, что стимулирует умеренное снижение спроса на электроэнергию. Потребители также будут лучше защищены в случае, если поставщики энергии объявят о банкротстве.
Помимо этого, новая схема побуждает граждан ЕС более активно участвовать в деятельности рынка. Потребители получат новые права на совместное использование энергии внутри сообществ, например, на продажу излишков солнечной энергии соседям — этот шаг отрасль назвала "историческим".
Хотя все горячо приветствуют такую реформу, это не избавляет от противоречий, и некоторые разногласия трудно преодолеть. Главной проблемой является то, что Германия и Франция, два ведущих "локомотива" европейской экономики, никак не могут прийти к консенсусу по вопросу о ядерной энергетике — это неоднократно заводило переговоры в тупик.
Газотранспортная сеть в Европе - ИноСМИ, 1920, 11.05.2023
Европе повезло с газом, и судьбу лучше не искушатьЕвропе повезло, газа в хранилищах в конце зимы осталось больше, чем обычно, пишет Хавьер Блас в статье для Bloomberg. Хотя сейчас цены на голубое топливо упали до минимума с лета 2021 года, радоваться рано – ситуация может в любой момент измениться.
Согласно видению Совета Европы, благодаря долгосрочным контрактам на поставки промышленные потребители электроэнергии менее подвержены риску колебания цен. Подобные договоры включают соглашения о покупке электроэнергии (PPA), которые обеспечивают стабильные тарифы на ресурс для потребителей и гарантированные доходы для производителей. Долгосрочные контракты на покупку электроэнергии применимы не только к новым источникам, но и к ядерной энергетике, что выгодно для стран — производителей электроэнергии, таких как Франция. Кроме того, Париж надеется использовать новый механизм для получения большего финансирования и продлить срок службы существующих 56 атомных реакторов. Тем не менее против этого решительно выступают Германия, Бельгия, Испания, Австрия и Люксембург. По этой причине министр энергетического перехода Франции Аньес Панье-Рюнаше публично предупредила, что в вопросе энергоснабжения возникнут большие сложности, если не будет найден механизм увеличения мощности станций. Она отметила, что на атомную энергетику приходится 25% производства энергетики в ЕС. Если не продлить срок службы реакторов, Европа потерпит неудачу с точки зрения энергетической безопасности и целей в области климата. Однако против нее выступил министр экономики и проблем климата Германии Роберт Хабек, который ясно дал понять, что не поддерживает ядерную энергию. Люксембург и вовсе заявил, что эта мера является "политическим подарком" председателя Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен Эммануэлю Макрону, чтобы тот помог ей выиграть на выборах в ЕК в следующем году.
Споры вокруг реформы энергетического рынка ЕС продолжаются до сих пор, и члены блока никак не могут прийти к единому мнению об основных принципах и сроках ее реализации. Берлин хочет начать вводить пакет реформ после выборов в Европарламент в июне следующего года, в то время как Париж подтвердил свою решимость инициировать проект как можно скорее. Большинство государств ЕС надеются достичь окончательного консенсуса до конца года, чтобы благополучно разрешить энергокризис, длящийся уже несколько лет.
Автор: Вэн Дунхуэй (翁东辉)